ДНК города

Необходимо ли расширять границы Одессы?

Этот вопрос сейчас остро стоит в связи с созданием объединенных территориальных громад. Городские власти Одессы подключились к этому процессу. Основные аргументы высокая плотность населения. В 2000-е годы важность концепции компактных городов была признана множеством международных организаций: ОЭСР и ООН-ХАБИТАТ, Всемирным банком, ВОЗ и другими. В исследовании ООН-Хабитат плотность городского населения должна составлять не менее 15 тысяч человек на квадратный километр (150 чел на гектар), что позволяет избежать расползания городов в условиях продолжающейся урбанизации.  В Одессе 6 тысяч на квадратный километр (или 61 человек на гектар!). Основная проблема Одессы – районы со сверхплотным населением и обширные территории с минимальной плотностью. Новые районы (Гагаринское плато, ул. Каманина) действительно превышают допустимые нормы в три-четыре раза. Если отбросить данные из притянутых за уши ДПТ, а подсчитать по фактическим продажам на сайтах застройщика, то эта цифра будет близка к застройкам Гонконга  –  2тыс/чел на гектар. Но в случае застройки этих районов Одессы, она велась без создания социальной (детские сады и школы) и транспортной инфраструктуры (дороги, парковки, общественный транспорт).

Необходимое условие городской среды – компактность, то есть сочетание высокой плотности застройки и улично-дорожной сети при сохранении средней этажности со смешанным функциональным использованием зданий и территорий. Расширение границ Одессы вызовет только массовое строительство высотного жилья, которое по новому ДБН Б.2.2.-12:2019 «Планировка и застройка территорий» невозможно в окрестных поселках. Максимум 5 этажей. Это один из позитивных решений нового ДБН.  Все новые жилые районы в европейских городах строятся квартально и со средней высотностью – 4-7 этажей. Главный принцип такой застройки в индивидуальности архитектурных решений и смешение различных типов жилья – социального, индивидуального с включением офисной и общественной функции в структуру. Где живешь, там и работаешь и отдыхаешь. Концентрация и разнообразие.

Агломерация и расширение границ города – разные понятия. В Токийской агломерации с 30 млн населением, например, множество полифункциональных центров и самостоятельной политики общин. Главный упор на транспортную инфраструктуру. Для создания Одесской агломерации необходимо разработать модель, а она может работать только на принципе «Большой Одессы» и опираться на «три кита» – три порта Пивденный, Одесский и Черноморский. Агломерация это создание транспортно-логистического кластера как основы, а не расширение городских границ и поглощение громад. Одесская агломерация, которая продвигается в предложениях городских властей без городов спутников – невозможна. Захват новых площадок для строительства высоток – это тупик. Закон об агломерации надо еще разрабатывать в Украине и Одесская агломерация с тремя портами – самая перспективная для развития этой модели.

Есть реальный пример строительства сверхплотного жилого района на границе города без социальной инфраструктуры – микрорайон Радужный. С советским понятием «микрорайон» он не имеет ничего общего, там досконально решались вопросы социальной инфраструктуры. Без школы и садика полетели бы головы управленцев. Но это не может быть аргументом для расширения и создания условий для строительства 24-этажных жилых массивов по периметру города. Для городских властей показательно решить свои  вопросы с созданием социальной инфраструктуры на Гагаринском плато и на ул. Каманина, а затем уже беспокоиться за решения соседних администраций.

Строительство жилья вдали от транспортных путей способствует учащению автомобильных перемещений и пробок, разгулу криминала. Типовой вид строений не позволяет по настоящему привязаться к жилищам. В результате состоятельные граждане покидают такие кварталы и те превращаются в гетто. Многие европейские города возвращаются к ценностям эволюционно развивающегося исторического центра – города улиц и небольших кварталов, где открытые пространства заполнены людьми, а смешанная застройка позволяет добираться до многих мест пешком. Компактные города – альтернатива крупным многоэтажным кварталам и «автомобильным» пригородам. В исследовании Ричарда Флориды основные факторы успешного города – Концентрация и разнообразие. Только эти принципы являются в современном мире магнитом для креативного населения при выборе города для жизни.

В Таллине придумали хитрый ход увеличения налоговой базы города без расширения границ. Они сделали бесплатный общественный транспорт для жителей города. Поэтому все, кто живет за городом, а работает или учится в нем, стали прописываться в Таллине. Расширение границ и строительство по периметру высотного жилья только увеличит транспортный коллапс в Одессе. Создающиеся ОТГ вполне смогут стать полифункциональными центрами с комфортной  застройкой, продиктованной новым ДБН и войти в Одесскую агломерацию как самостоятельные и самодостаточные участники.

В условиях плотной застройки наиболее комфортную среду удается создать при высоте зданий от 4-х до 7-ми этажей. Такая среда соразмерна человеку, хорошо им ощущается.  Среднеэтажные здания позволяют почувствовать  визуальный контакт с открытыми городскими пространствами, создают ощущение безопасности и способствуют взаимодействию между людьми. В градостроительном плане квартальная застройка центра Одессы показывает, что этот проект отцов-основателей города выдержал 2-х вековое испытание. При умеренной плотности населения эта часть до сих пор выдерживает непланируемую транспортную нагрузку. Есть ли проблемы в историческом центре Одессы? Есть. Но только с изношенным жилым фондом, требующим ремонт или реставрацию. Необходима модернизация инженерной инфраструктуры. В 1997 году я, как архитектор, участвовал в ремонте номеров гостиницы «Лондонской». Удивительно, но при замене электропроводки в «президентском» номере мы обнаружили свинцовые провода в просмоленных деревянных колодках, которые выдерживали нагрузку около  100 лет!

В Одессе есть огромный резерв для развития. Например, 11 км2 «полей орошения» при понижения уровня Хаджибейского лимана и мелиорации это огромный резерв для жилого строительства, деиндустриализированные территории Слободки и Пересыпи, вынос грузовой части порта и создание там городской набережной с разнообразными общественными зданиями. Необходимо создавать институт планирования города, где вопросы мониторинга и стратегического развития  будут решаться постоянно, а не 5-ти летними циклами смены власти. Расширение территории не решает вопросы больной городской среды, а только создает новые.

Please follow and like us:

Просмотров: 1948

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE