ДНК города

КАК ВПИХНУТЬ НЕВПИХУЕМОЕ

Владимир Халин

председатель ААО

Самая плотная застройка в мире была в Гонконге. В 1987 году, в Коулуне, на небольшом участке площадью 2,6 гектара жило около 33 тыс. человек. Этот район Гонконга уже стал историей, но при этом остался и образцом того, до какой чудовищной степени может дойти уплотнение. Способны ли мы догнать и перегнать печальный опыт? А способны. Следите за ловкостью рук. Есть градостроительная документация: Генплан города, Зонинг, Детальный План Территории (ДПТ), Планировка инвестора в соответствии с ДПТ.
Возьмем для примера строящийся в Одессе жилой комплекс в районе ул Каманина, возле ж/к “Белый Парус”
1. В Зонинге на участоке застройки две зоны – Ж-5п (жилая смешанной застройки) и Г-3 (Учебная зона, где жилье не предусматривается.). Все логично – детских садов и школ в этом районе недостаточно. До ближайших школ расстояние: №81  – 1 км;  №56  – 2км. Они переполнены и не рассчитаны на новых школьников даже с переуплотненного Гагаринского плато, где уже построены и заселены высотки.


Фрагмент Зонинга

2. В ДПТ уже зону Г-3 почему то заменили на Г-2 (деловая зона, которая позволяет строительство жилья). Но речи о жилье в записке не идет, наоборот говорится о школе на 1100 мест и детсаде на 120 мест по расчету на 4107 новых жителей микрорайона, которые будут проживать в 1584 квартирах. На чертеже данные другие – 1100 квартир и 2780 жителей, чтобы не дразнить общественность, видимо. Для получения удобной цифры по плотности застройки в границы ДПТ включают куски частного сектора, парк. До нужной цифры. Машиномест явно мало даже при минимальном расчете – всего 500. То есть, если в построенном рядом ж/к «Белый Парус» 1 машиноместо на две квартиры, то здесь одно на три. В «элитном» доме чаще по две машины на одну квартиру… Недостаток предлагается компенсировать на свободных парковках за границами территории. Это где?


Фрагмент ДПТ

3. ДПТ прошло общественные слушания и висит на сайте города. Можно строить. Что на официальном сайте инвестора? Школы и детсадика нет! Если посчитать рассыпаный бисер, то есть жемчужины по генплану на проекте инвестора, то квартир волшебным образом стало уже 3663! А жителей будет не менее 9490. То есть, больше в 2,3 раза!


Генплан застройщика.

На  генплане  застройщика общеобразовательная школа на 1100 человек и детсад на 120 чел превратились в  небольшой 2-х этажный учебно-воспитательный комплекс (что это такое? прыгалки – скакалки за деньги?). Вместо стадиона и школы появились две 24-х этажные, трехлучевые в плане, высотки.

Знаете какая фактическая плотность населения в границах участка этого микрорайона?

Не меньше 1977 чел/га (!), при норме плотности жилой застройки 450 чел./га. До Гонконга еще далеко, но нормы превышены в 4-ре раза!
Случай наглядный и «каманинский ад» скоро почувствуют на себе жители этого микрорайона.

Можно анализировать любой ДПТ в Одессе и результаты последующей застройки и фактические цифры по увеличению плотности застройки будут похожие, за редким исключением. Новые микрорайоны становятся причиной стресса и скандалов между одесситами. Город становится некомфортным для проживания при таком отношении к строительным нормам и городскому планированию.

Городское и территориальное планирование, согласно международным рекомендациям организации ООН ХАБИТАТ,  можно определить как процесс принятия решений, направленный на реализацию экономических, социальных, культурных и экологических целей посредством разработки пространственных концепций, стратегий и планов, а также посредством применения комплекса  организационных принципов, инструментов, институциональных и партисипаторных механизмов и регламентирующих процедур.

На примере сверхплотной  жилой застройки на ул. Каманина, Гагаринском плато и др. мы можем увидеть, сколько важных составляющих городского планирования мы упускаем и какие «социальные бомбы» закладываем будущим поколениям. Эти проекты выявляют отсутствие  городской стратегии по  развитию общественного транспорта, программ обеспечения занятости населения и развития малого бизнеса близ мест проживания, равного доступа к социальной инфраструктуре. Кроме стратегических просчетов  отсутствует надзор за строительством. Городской ГАСК и областная ГАСИ перекидывают друг другу поступающие запросы и обращения как мастера спорта по волейболу. Одна из явных проблем подобного планирования – это увеличение личного автотранспорта и городского дорожного трафика. Новоселам необходимо отвозить детей в детский сад или школу за много километров.

Необходимо менять подход к городскому и территориальному планированию, разрабатывать новые институциональные механизмы, рамки участия и партнерства различных заинтересованных сторон, где в принятии решений будут участвовать не только власть и бизнес, но и организации гражданского общества, ассоциации, специалисты по планированию.

Но это уже тема отдельной статьи.

 
Please follow and like us:

Просмотров: 1200

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE