ГОРОД И ПОРТ ДНК города

Влияние общественных сил на городское планирование.

Вопрос регенерации портовой территории периодически поднимается в обществе. О влияние общественных организаций на процессы городского планирования можно проследить по деятельности Ассоциации архитекторов Одессы с сентября 2017 по август 2018г. 

Внутри ассоциации единомышленники распределились на группы по профессиональным интересам. Одна из таких групп — «Город и море» исследует взаимодействие города и порта, чтобы разработать концепцию развития прибрежных территорий.

Проведение круглых столов, панельных дискуссий, выступления на конференциях и семинарах позволяет охватить широкий круг специалистов, но для продвижения идеи, концепции и проекта по пространственному планированию города этих площадок недостаточно. Участники Ассоциации архитекторов Одессы продвигает свои идеи в широкие массы выступая в телевизионных передачах, размещают статьи в журналах и газетах, дают интервью по тематическим вопросам. На некоторых каналах местного телевидения в прямом эфире запускается прямое голосование по теме выступления. Такое взаимодействие позволяет оценить, несколько идея регенерации портовой территории воспринимается жителями города.

Например, в передаче городского канала обсуждался вопрос «Туристы или грузы: насколько важен для Одессы порт?». В результате интерактивного опроса телезрителей были получены такие результаты: 63% телезрителей поддержали вынос грузового порта за территорию города, 37% отнеслись отрицательно. 

В августе на сайте Ассоциации (aao.com.ua) был проведен опрос, где были заданы 5 вопросов про город и порт. Подведем итоги. Сначала выясним предпочтения или связи опрошенных с темой исследования. 

Опросы

Имеете ли Вы, члены Вашей семьи, ближайшие родственники отношение к ОМТП?

  • Да, работаем, работали (плавали напр. ЧМП) др. (62%, 60 Голосов)
  • Нет (38%, 37 Голосов)

Всего проголосовавших: 97

Загрузка ... Загрузка ...

И очень хорошо, что “портовики” проявили большую активность ( +50 голосов в течение одного понедельника). Следующие вопросы показали отношение к порту и готовность к его функциональному переосмыслению, восприятие порта сегодня и видение его будущего.

Опросы

Что такое порт?

  • Закрытая промышленная и транспортная территория (50%, 54 Голосов)
  • Ценная городская территория требующая переосмысления (открытость, доступность к воде, новые набережные, общественные здания и рекреационные пространства +Лайнеры + яхты + т.п.) (46%, 50 Голосов)
  • Другое (5%, 5 Голосов)

Всего проголосовавших: 109

Загрузка ... Загрузка ...
Опросы

Одесский торговый порт сегодня это

  • Градообразующий элемент города. Без него никак («наш хлеб») (68%, 72 Голосов)
  • Источник шума и пыли (18%, 19 Голосов)
  • Наша история («наши скрепы»). (8%, 8 Голосов)
  • Другое (7%, 7 Голосов)

Всего проголосовавших: 106

Загрузка ... Загрузка ...
Опросы

Одесский торговый порт через 10 лет

  • Пусть меняется в сторону увеличения грузооборота (новые терминалы, эстакады, краны и силосные бочки). (55%, 57 Голосов)
  • Пусть меняется в сторону открытия общественных пространств, туризма и отдыха: порт пассажирский, яхты, лайнеры, чайки (44%, 45 Голосов)
  • Пусть остается всё как есть (1%, 1 Голосов)

Всего проголосовавших: 103

Загрузка ... Загрузка ...

В социальных сетях наблюдается увеличение постов по выносу грузового порта. За год деятельности Ассоциации по популяризации темы регенерации портовой территории в своей профессиональной группе все большее количество жителей города склоняется от игнорирования или отрицания этой темы к её восприятию и одобрению. Причем заметны положительные тенденции не только среди архитектурной общественности, но и среди специалистов морской отрасли. Они признают, что диверсифицированный бизнес, не связанный с перевалкой грузов на этой территории может приносить городу в 10 раз больше прибыли. Основные сомнения возникают в способности муниципалитета грамотно обеспечить процесс регенерации этой территории.

 

Нормативно-правовые основы портовой деятельности в Украине несовместимы с реальностью: земля принадлежит органам местного самоуправления, а имущество порта — правительству. Вариант решения проблемы — создание совместных администраций по управлению портами. Городской общине необходим доступ к объективной информации об издержках и выгодах от деятельности порта, о проектах развития порта и их влиянии на социальные, экологические, экономические и культурные аспекты. 

В Одессе постепенно поднимается общественное сопротивление экспансии грузового порта. Ассоциация архитекторов Одессы находится в самом начале пути этого демократического процесса. Первостепенной задачей является информирование общества и муниципалитета о том, что есть другие сценарии долгосрочного развития прибрежной территории в центре города. Необходимо, чтобы при принятии решений по стратегическому развитию интерфейса город-порт учитывалась позиция общественных сил. Муниципалитет должен вводить своих представителей в управление портом. Как показывают результаты опроса с этим согласно большинство , в том числе и «портовиков».

Опросы

Кто должен управлять портом?

  • Совместное управление (центральная власть + представители муниципалитета и общественных организаций) (58%, 58 Голосов)
  • Городская власть, потому что порт находится на самой ценной городской территории (26%, 26 Голосов)
  • Центральная власть, потому что порт «ворота» страны (16%, 16 Голосов)

Всего проголосовавших: 100

Загрузка ... Загрузка ...

Например, в Румынии неоднократно поднималась волна политических дискуссий на тему того, в чьей собственности должно находиться предприятие – городских властей Констанцы или государства. В октябре 2012 администрация города в лице мэра Раду Мазаре объявила, что  уже фактически решен вопрос о передаче 60% государственных акций порта городу

Для разработки стратегии развития портовых территорий необходимо создавать постоянно работающий институт, в котором будут проводиться мониторинг существующих проблем, исследования пространственной структуры, транспортной сети, экологической нагрузки и социальные аспекты. Разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных проектов использования этой самой ценной территории города. Такой институт мог бы смягчить силы, которые собрались вместе в современном порто-городском интерфейсе.

Какие силы победят в Одессе, по какому пути пойдет развитие города и порта? Будет ли это окончательный разрыв или найдутся другие формы взаимодействия? Это вопросы дальнейших исследований.

The research has been done in collaboration with Natalie Kiely
in pursuance of the Master Degree in Digital Arts and Humanities, University College Cork, Ireland
Please follow and like us:

Просмотров: 700

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial