ГОРОД И ПОРТ

ПЕРСПЕКТИВЫ СКАДОВСКОГО МОРСКОГО ПОРТА

Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) готовит к продаже государственные стивидорные компании, работающие в Белгород-Днестровском, Усть-Дунайском и Скадовском морских портах. Отмечается, что эти объекты являются очень убыточными для государства, денег не хватает даже на полную выплату зарплат работникам.

Белгород-Днестровский порт имеет большие перспективы развития после строительства совмещенного моста через Днестровский лиман на мультимодальном коридоре Одесса-Рени-Галац [1]. 

Усть-Дунайский порт находится в устье Дуная, крупнейшего водного коридора, состоящего из рек Дунай-Рейн и множества судоходных каналов. В перспективе морской порт может служить перевалочной базой для перегрузки с морских на речные суда.

Скадовский порт имеет ряд обстоятельств [2], препятствующих созданию прибыльного морского порта, а именно:

  1. порт находится в стороне от основных транспортных магистралей центральной и южной части Украины;
  2. порт не имеет железнодорожного сообщения;
  3. глубины в акватории порта критические для развития судоходства. Паспортные глубины в Скадовском порту до 6-ти метров, а реальные от 3 до 4-х. Дноуглубление в Джарылгачском заливе нерентабельно вследствие малого грузооборота и опасно для экологии курорта;
  4. практически отсутствует целостный имущественный комплекс, позволяющий определить эту территорию как морской порт. На территории нет закрытых складов для хранения грузов, погрузочной техники (кроме одного старого крана на 16 тонн), из пяти причалов два выведены из эксплуатации;
  5. порт находится в центре курортного города с населением около 20 тысяч человек и принимающий огромное количество туристов со всей Украины;
  6. навалочная перегрузка в порту нарушает ДСП 173-96 «Державні санітарні правила планування та забудови населених пунктів» и более подробный для портов ДСанПіН 7.7.4.-046-99 «Державні санітарні правила і норми для морских та річкових портів». Санитарная зона при погрузке зерна составляет 300 метров, а при погрузке строительных материалов (цемента, глины и др.) более 500 с поправкой на преобладающие ветра. Фактически, расположение порта не соответствует санитарным нормам, так как в зону негативного влияния порта попадают жилые и общественные здания [3];
  7. профицит перевалочных мощностей зерновых культур в крупных портах Украины и ориентация на крупнотоннажные балкеры. Развитие речных зерновых терминалов по Днепру и собственный флот барж компании Нибулон с перегрузкой на морские суда в Днепровском заливе;
  8. паромное сообщение с портами Черноморского бассейна ограничено в силу географических и геополитических причин.
  9. малые размеры территории порта (около 8 га) и акватории, а также отсутствие возможности развития вокруг порта связанных предприятий, дает очень слабое поле для разработки бизнес-плана для обоснования концессии или целесообразности приватизации в существующей функции порта.

 

Поточний стан Скадовського порту

Все вышеперечисленные обстоятельства требуют глубокого изучения и разработки альтернативных стратегий развития портовой территории в Скадовске – прибыльных для государственного и местного бюджета. Существующие показатели грузооборота порта близки к статистической погрешности. За последние несколько лет количество судозаходов в Скадовский порт неуклонно снижается и исчисляется единицами. За последние два года по семь месяцев в году в порт не заходило ни одно судно.

Реализация проекта «Южный берег Украины от исследования к развитию», который был проведен командой территориальной платформы CO-URBANISM течение декабря 2020 – марта 2021 показала, что наиболее перспективным для развития Скадовска является проект реновации портовой территории. Изменение или совмещение функций на территории порта  охватывает интересы различных стейкхолдеров – государственных, местных, местного бизнеса, общества в целом. Закрытый от жителей порт, который разделяет городскую береговую линию на две части, мешает его развитию.

Курортно-рекреационная зона г. Скадовска представляет собой уникальную курортно-рекреационную территорию не только Скадовска, но и всей Украины (потенциальная емкость – 52,0 тыс. мест для лечения и отдыха)

По мнению экспертов, привлеченных к реализации проекта, приоритетным направлениям экономического развития Скадовска является развитие курортно-рекреационного комплекса (строительство новых учреждений отдыха; сооружение аквапарка; строительство объектов курортной инфраструктуры) как альтернатива курортам Крыма, аннексированного РФ.

Візія реновації Скадовського порту: впровадження нових функцій рекреаційного та спортивного спрямування. Команда Скадовськ-2, керівники проєктної групи Катерина Діденко та Гліб Семякін

Комплексна пропозиція щодо оновлення портової, постіндустріальної територій, ділянки східного пляжу та прилеглої квартальної забудови. Команда Скадовськ-3, керівниця проєктної групи Тетяна Румілець

Местные органы власти Скадовска стремятся создать новые возможности для повышения привлекательности своего города путем развития жилья, офисов, общественных мест и объектов туризма на прибрежных территориях. Многофункциональное и открытое использование территории порта приведет к синергии и повышению доходов в государственный и местный бюджет.

Показателен успешный опыт многих портовых городов мира [4], где управление портовой территорией осуществляется местными администрациями. В деиндустриализированных портах мира были предприняты такие меры:

  • как коммерциализация местоположения близ воды (пристань для яхт, рыболовство, дельфинарии и океанариумы);
  • применение портовой функции для индустрии туризма (круизные терминалы, отели в портовых кранах, музеи в бетонных силосах);
  • максимальное сохранение исторического морского наследия (сохраненные исторические здания и портовые объекты);
  • организация мероприятий, привлекательных для жителей города и туристов.

Проект реновации порта Нассау, Багамы

В государственных портах Украины — море брошенных и нерационально используемых площадей на самых ценных землях городов. Привлечение бизнеса, не связанного напрямую с портовой деятельностью, вдохнёт жизнь в эти ценные территории, приведёт к экспоненциальному росту числа рабочих мест и увеличит благосостояние Украины.

Согласно утвержденной в декабре 2018 года Морской доктрины Украины на период до 2035 года развитие приморских регионов должно базироваться на эффективном комплексном использовании их выгодного расположения, социальной, культурной и экономической специфики, рационального сочетания экономических преимуществ с культурными, оздоровительными, туристическими и рекреационными возможностями. В результате децентрализации предполагается существенное повышение роли органов местного самоуправления и органов государственной власти в процессе организации и координации деятельности морехозяйственного комплекса, обеспечение сбалансированного развития приморских регионов с использованием культурного, экономического, энергетического, транспортно-транзитного, рекреационного и экологического потенциала.

Закон Украины о морских портах не предусматривает вариантов диверсифицированного развития портовых территорий, он должен быть связан только с морехозяйственной деятельностью. Как следствие, нерациональное использование ценных прибрежных территорий находящихся в центрах городов.

Все перечисленные проблемы позволяют местным органам самоуправления приостановить приватизацию Скадовского морского порта по существующей методике и инициировать ряд мероприятий перед МИУ и КМУ [5].

Дорожная карта по реновации Скадовского порта, как открытого для людей  и диверсифицированного бизнеса, может выглядеть следующим образом:

  1. Провести мониторинг современного состояния и перспектив развития Скадовского морского порта, по результатам анализа его результатов подготовить соответствующий отчет.
  2. Провести анализ международного опыта и практики реновации портовых территорий, по результатам которого внести на рассмотрение МИУ комплексные предложения по направлениям, моделям и механизмам реновации портовых территорий, находящихся в центрах городов.
  3. Разработать и внести на рассмотрение МИУ комплексные предложения в виде законопроектов и проектов нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование законодательного обеспечения реновации портовых территорий.
  4. Провести обсуждение с привлечением представителей органов государственной власти, ведущих вузов Украины, международных институтов в формате международной научно-практической конференции и отчета о результатах мониторинга современного состояния и перспективах реновации портовых территорий.
  5. Подготовить и внести на рассмотрение МИУ предложения по инициированию отдельного специального заседания Кабинета Министров Украины по вопросам реновации портовых территорий.

 

Примечания.

  1. http://www.aao.com.ua/concept_bridge_dniester/
  2. https://ports.ua/est-interes-k-konczessii-skadovskogo-porta-intervyu/
  3. https://ports.ua/navalochnye-gruzy-v-gorode-millionike/
  4. http://zavarnik.biz/gorod-i-port
  5. https://ports.ua/upravlenie-interfejsom-gorod-port/
Please follow and like us:

Просмотров: 140

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE