ГОРОД И ПОРТ

КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА

Как влияет порт на развитие города? Этот вопрос кажется тривиальным и ответы на него чаще такие: «порт дает рабочие места» – но мы видим, что автоматизация в портах  снижает потребности в человеческих ресурсах; «порт создает экономическую добавленную стоимость» – а это может быть интересно. Основной причиной, по которой нам нужны порты, является содействие торговле и развитию производств. Плохие порты создают барьеры; хорошие порты гарантируют, что фирмы не потеряют время, деньги или груз.

Давайте посмотрим «как это работает»  на примере румынского порта в городе Констанца, 2-го порта по грузообороту в Черном море, после Новороссийского и 4-го в Европе.  

Железнодорожный мост (1895) над Дунаем. Инженер Ангел Салиньи

История порта Констанца

Удачное расположение для порта объясняет его многовековую историю, здесь, с 500 года до н.э вели торговлю греки. В 29 г. до н. э. район был захвачен римлянами. В 8 г. именно сюда был сослан Августом поэт Овидий, который здесь умер 8 лет спустя, а не в Овидиополе Одесской области, который гордо носит его имя. Впервые под названием Constantia город упоминается в 950 году в составе Болгарского царства. В последствии, город-порт неоднократно был завоеван и менял национальный состав, пока в результате сепаратного мира после Первой мировой войны не вошел в состав Румынии, получившей, волею случая, огромные территории Австро-Венгерской и Российской империй. Кроме западных и центральных земель в состав вошла Бессарабия – в современных границах это Молдова и Южная часть Одесской области до Днестровского лимана. Современный период порта начался в октябре 1896 года под командованием короля Кэрола I, когда первые зернохранилища были построены и соединены по железной дороге с остальной Румынией. В настоящее время мультимодальные коридоры связывают порт с семью странами и более 50 миллионами жителей. Порт имеет естественную связь с Дунайским бассейном через Дунайско-Черноморский канал.

Одним из драйверов для развития порта послужил тот факт, что Констанца находится на пересечении торговых путей. Близость к реке Дунай позволяет румынскому порту выступать в качестве основных транзитных ворот для Сербии, Венгрии, Болгарии и Австрии.

Начиная с 1967 года, порт был расширен на юг. Строительство Дунайско-Черноморского канала, который эксплуатируется с 1984 года, сыграло важную роль в развитии порта. После открытия канала порт рос очень быстро, и через два десятилетия он оперирует 140 причалами общей протяжённостью  28,5 км, имеет территорию в 1313 га и акваторию в 2613 га. Два волнолома огибают акваторию, создавая самые безопасные условия для деятельности порта. Текущая длина Северного волнолома, защищенного с морской стороны бетонными тетраэдрами, составляет 8 344 м, а южный волнорез – 5 560 м. Для сравнения,  акватория порта Одессы составляет 220 га, Черноморска – 480 га, порта Южный – около 600 га. Протяженность причальной линии в Одессе – лишь 9 км, в Ильичёвске – 5 км, в Южном –  5 км.

Сравнение площади портовой территории и акватории Констанцы и Одессы

9-й транъевропейский транспортный коридор TEN-T

Одним из благоприятных моментов для развития порта Констанцы стало его вхождение систему трансъевропейской  транспортной сети TEN-T. ЕС принял амбициозный план, в соответствии с которым инвестиции сосредоточены на ограниченном числе основных трансъевропейских транспортных путей. В частности, план направлен на интеграцию транспортных сетей новых стран-членов ЕС, тем самым способствуя укреплению Единого Рынка. Коридор Рейн – Дунай должен соединить с помощью главной водной артерии Европы, а также автомобильных и железных дорог, проходящих вдоль нее, пять государств Евросоюза: Германию (южную часть), Австрию, Словакию, Венгрию и Румынию.

Порт Констанца связан со всеми видами транспорта, наиболее важным из которых является река Дунай (через Дунайско-Черноморский канал). Строительство автострады между Бухарестом и Констанца началось в коммунистическую эпоху во время режима Николая Чаушеску. Основное шоссе – современная  автомагистраль  A2, открытая в 2013 году, обеспечивает 2-часовую автомобильную связь с Бухарестом. Общее расстояние между Бухарестом и Констанца на автомагистрали составляет приблизительно 206 км. Существует один платный проезд по маршруту, в Фетешти, где взимается налог за пересечение Дунайских мостов. Для легкового автотранспорта он составляет 3 Евро. Кроме того, модернизированная железная дорога связывает порт с основными железнодорожными линиями страны и оттуда с внутренними районами. Трубопроводы из  нефтяного терминала связаны с национальной сетью, а два аэропорта в радиусе 25 км и собственный вертодром обеспечивают быструю передачу легких и тяжелых воздушных грузов.

В настоящее время существует четыре оператора контейнерных терминалов, общая мощность которых составляет около 2 млн TEU. Основной проблемой является загрузка этих терминалов с избыточной мощностью.

Управление портом

В Румынии неоднократно поднималась волна политических дискуссий на тему того, в чьей собственности должно находиться предприятие – городских властей Констанцы или государства. В октябре 2012 администрация города в лице мэра Раду Мазаре объявила, что  уже фактически решен вопрос о передаче 60% государственных акций порта городу. Ранее, в 2008 году, вопреки сопротивлениям общественности, город получил 20% акций порта благодаря решению президента страны Траяна Бэсеску.

Администрация порта привлекает предприятия «зеленой» энергетики, сборки и нефтеперерабатывающие предприятия. На терминалах порта можно наблюдать огромное количество крупноблочных деталей ветряков, часть из которых установлена на холмах вокруг города. На нескольких площадках идет сборка газодобывающих платформ, для освоения шельфа Черного моря. Все эти предприятия создают добавленную стоимость в экономике и притягивают высококвалифицированный персонал.

В начале 1990-х годов, в начале  процесса приватизации, рынок портовых услуг был разделен на 12 крупных компаний, каждый из которых занимал сегмент грузовых перевозок. В 2010 году, спустя более двух десятилетий после процесса приватизации, 7 из 12 компаний все еще работают с профилем деятельности, который у них был в начале 1990 года. Но помимо этих компаний в результате приватизации государственных предприятий возникло 800 новых частных компаний, большинство из которых занимаются предоставлением различных логистических услуг.

Влияние порта на город

По планировочной структуре город разделен на несколько секторов.  Центральная историческая часть города находится на плато, как и в Одессе, возвышающееся на 40 метров относительно уровня моря имеет закрытую гавань для пассажирских кораблей, обширную марину и песчанные пляжи. Севернее города располагается курортная часть города Мамаи, на пересыпи между озером и морем. На южной стороне от центра располагаются портовые и промышленные территории. Роза ветров Констанцы показывает, что преобладают восточные ветра, а морские течения идут с севера на юг. Вероятно, что вредное влияние порта на город минимально. Вокруг города и порта ведется активное строительство транспортной инфраструктуры. Окружная дорога с великолепными развязками соединяют северную курортную часть города с южной, портово- промышленной  территорией. Город с населением в 300 тысяч человек, растянут как и Одесса на 30 км по побережью, но за счет удобных автодорог и развязок грузовой транспорт фактически в жилую застройку не попадает.

14 августа 2018 года, день нашего обследования транспортной инфраструктуры,  совпал с празднованием в Констанце 100-летия образования Румынии. Он сопровождался  морским парадом, пролетом авиации и учебными стрельбами с корабельных орудий.

Естественно, что у города есть множество проблем. Роскошная архитектура в стиле ар-нуво соседствует с безобразными бетонными постройками времен Чаушеску. Историческая ценная застройка требует реставрации. Пассажирский морской туризм практически не развит. В связи с событиями в Сирии круизные суда практически не заходят в Черное море. Немногочисленные речные круизы по Дунаю не восполняют эти потери.

Порт Констанца, как мы видим, начал свою эволюцию с V века до н.э. и с каждым днем ​​становится лучше не только из-за географического положения, но и совместных  европейских проектов, которые каждый день достигают главной цели – создают порт со множеством взаимосвязанных предприятий на инфраструктурном каркасе. Именно это продуцирует экономическую добавленную стоимость – главное конкурентное преимущество современного портового города.

Please follow and like us:

Просмотров: 1301

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial