ДНК города

КОНЦЕПЦИЯ СОВМЕЩЕННОГО МОСТА В МУЛЬТИМОДАЛЬНОМ КОРИДОРЕ ОДЕССА-РЕНИ

 

 

 

Владимир Халин

председатель ААО

Во всем мире появляются новые политические и физические явления – инфраструктурные мегапроекты. Это создание высокоскоростных железнодорожных сетей, огромные инвестиции в новые грузовые порты, туннели и мосты, соединяющие страны. Инфраструктурные проекты оживляют экономику удаленных регионов. Китай для того, чтобы поднять экономику Синьцзян-Уйгурского автономного района построил через северную часть гор Тяньшань 286 км железной дороги за 3 года.  Для прокладки дороги было сделано 37 туннелей, более 160 больших и маленьких мостов, общая протяженность туннелей и мостов составляет более 70 километров.

Для Украины подобным «удаленным» районом, является Юго-западная часть Одесской области  – Южная Бессарабия (или Буджак)  и для оживления экономики в первую очередь необходимо современное транспортное сообщение.

Одним из ключевых инфраструктурных проектов, широко обсуждаемых в Украине, является новая трасса Одесса-Рени и строительство моста через Днестровский лиман. Учитывая, что транспортно-логистическая отрасль играет важную роль в общественном производстве нашей страны, этот инфраструктурный проект будет  иметь большое социальное и экономическое значение, как для региональной, так и для национальной экономики.

Транспортная связь с Южной Бессарабией и пересечение Днестровского лимана сейчас осуществляется по узкому автомобильному  мосту и далее через территорию Молдовы или по подъемному совмещенному  мосту в Затоке. Оба моста находятся в плохом состоянии и периодически закрываются на ремонт. Вероятность одновременной поломки, которая полностью остановит автомобильное и железнодорожное сообщение с территорией, сопоставимой по площади с Бельгией, не кажется фантастической.

Существующие проекты моста рассчитаны только на автомобильное движение и пересекают акваторию южнее Белгород-Днестровского порта. Необходимость обеспечить судоходство в этих проектах  многократно увеличивает инвестиционные издержки. Высота пролета от уровня воды должна быть не менее 36 метров и длина более 150. Стоимость 1 км подобного моста в мировой практике от $100 млн. Уклоны моста в этих вариантах не позволят проложить железную дорогу.  Озвученная стоимость проектов от 500 млн. долларов неподъемна для страны и будет непривлекательна для концессионеров. Кроме того, вопрос строительства отдельного железнодорожного моста, необходимого для перевалки грузов от портов Одесской области в Евросоюз, остается открытым.

Схема ж/д Одесса-Измаил и автодороги Одесса-Рени

Крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство мостов и автомагистралей,  разрабатываемые согласно традиционному подходу, обычно финансируются из государственных средств или финансово поддерживаются государственными гарантиями.

Важно разработать такой процесс создания инфраструктурных проектов, где на начальной стадии ставится задача добиться максимальной экономической эффективности. Рассмотреть возможные межотраслевые связи и факторы размещения, влияющие на жизнеспособность проекта.

Как увеличить инвестиционную привлекательность проекта?

Необходимо расширить функциональность мостового перехода и удешевить проект. Для этого надо воспользоваться концепцией трансъевропейской транспортной сети TEN-T, которая предлагает комплексный подход в виде строительства мультимодальных коридоров, включающих в себя несколько видов транспорта: строительство современной сети автомобильных магистралей; дублирующих железнодорожных сетей; водных артерий и точек стыковки с воздушным транспортом.

Для преодоления инфраструктурного дисбаланса на территории Евросоюза будут созданы девять мультимодальных коридоров, которые по географическому признаку принято делить на несколько групп: три коридора “восток – запад” и два коридора “север – юг”, а также четыре диагональных коридора. Независимо от направления каждый транспортный коридор должен совмещать в себе минимум три вида транспорта, соединять три государства и иметь две трансграничные секции. Показательным примером является коридор Рейн – Дунай. Если ранее Еврокомиссия акцентировала внимание на развитии только речного судоходства на данном маршруте, теперь же – не только на нем, но и на автомобильном, и железнодорожном сообщении.

Развитие Трансъевропейской Транспортной Сети (TEN-T) является важнейшим элементом экономического роста и создания рабочих мест в Европе, потому что наличие интегрированных, технологических и удобных транспортных систем рассматривается как ключевой фактор конкурентоспособности. Концепция “Мультимодальный коридор Одесса-Рени” предполагает подключение транзитных возможностей Украины к 9-му транспортному коридору TEN-T Рейн-Дунай.

Для соединения с европейской сетью железных дорог на мультимодальном коридоре  Одесса-Рени необходимо построить новый участок 36 км при общей длине около 280 км, модернизировать существующую ветку под стандарты ЕС, построить три новых моста.

Важнейшей задачей для осуществимости этого проекта является сокращение инвестиционных издержек при пересечении Днестровского лимана, ширина которого  около 5 км.

Изучая европейский опыт проектирования совмещенных мостов, где на разных уровнях проходят железная дорога и автомагистраль, можно сделать проект Днестровского моста экономически целесообразным, изменив его расположение и характеристики. Прототипом может послужить Эресуннский мост, связывающий Данию и Швецию.

Для этого мостовой переход  должен пройти  севернее акватории Белгород-Днестровского порта, где нет необходимости возводить дорогостоящее сооружение вантового или арочного типа. Для сооружения моста южнее акватории порта необходима высота пролета от уровня воды не менее 36 метров и длина более 150. Уклоны моста в таком варианте расположения не позволят проложить железную дорогу.  Стоимость 1 км подобного моста в мировой практике от $100 млн. за км. Эстакада же обойдется около $20 млн. за км в совмещенном варианте. Железную дорогу и автомагистраль можно размещать параллельно или на разных уровнях. Эстакада обойдется в 5-10 раз дешевле большепролетного моста.

Что дает такая постановка вопроса при формировании концепции мультимодального коридора Одесса-Рени:

– Мост прокладывается по самому узкому месту лимана и сокращает на 36 км расстояние от Белгород-Днестровского до Одессы;

– Строительство моста севернее акватории Белгород-Днестровского порта не пересекает выход в море судам и позволит по лиману построить горизонтальную эстакаду, а не большепролетный мост, что дешевле на порядок.

– Конструктивная схема совмещенного моста тиражируется при пересечении лиманов Яплуг (1,5 км) и Кагул (2,5км);

– 8 речных и морских портов Одесской области будут связаны скоростной железной дорогой по территории Украины;

– Совмещенный мост, связывающий Белгород-Днестровский и Овидиополь, позволит расширить Одесскую агломерацию. Эти города будут в часовой доступности ж/д и автотранспортом, что позволит увеличить суточную миграцию населения;

– Трасса пройдет через Арциз, географический центр Южной Бессарабии, что позволит использовать после реконструкции расположенный там демилитаризированный грузовой аэродром в системе трансъевропейской транспортой сети TEN-T;

– Новая трасса значительно сокращает расстояние за счет строительства мостовых переходов в Днестровском лимане и на озере Кагул. Стоимость экономии топлива на этих участках может быть сопоставима с оплатой за проезд, что сделает проект привлекательным для концессионеров.

В современном мире географические границы стран все меньше влияют на экономику регионов. Для экономического процветания важнее транспортные артерии, а не оболочка. Транспортные коридоры, электрические сети, мосты и туннели сшивают территории и способствуют экономическому росту.

Для поднятия экономики региона необходимо повысить мобильность населения. Важно, насколько ресурсо- и энергоемки будут транспортные системы и средства дальнего и ближнего сообщения, обслуживающие грузопотоки и миллионы людей юга Украины.

статья 2013г

Опубликована в “Архитектурном вестнике КНУБА”

Please follow and like us:

Просмотров: 711

1 thought on “КОНЦЕПЦИЯ СОВМЕЩЕННОГО МОСТА В МУЛЬТИМОДАЛЬНОМ КОРИДОРЕ ОДЕССА-РЕНИ

Добавить комментарий для Александр Греков Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE