ДНК города

КОНЦЕПЦИЯ СОВМЕЩЕННОГО МОСТА В МУЛЬТИМОДАЛЬНОМ КОРИДОРЕ ОДЕССА-РЕНИ

 

Во всем мире появляются новые политические и физические явления – инфраструктурные мегапроекты. Это создание высокоскоростных железнодорожных сетей, огромные инвестиции в новые грузовые порты, туннели и мосты, соединяющие страны. Инфраструктурные проекты оживляют экономику удаленных регионов. Китай для того, чтобы поднять экономику Синьцзян-Уйгурского автономного района построил через северную часть гор Тяньшань 286 км железной дороги за 3 года.  Для прокладки дороги было сделано 37 туннелей, более 160 больших и маленьких мостов, общая протяженность туннелей и мостов составляет более 70 километров.

Открытые участки ж/д при пересечении гор Тяньшань (Китай)

Для Украины подобным районом, является Юго-западная часть Одесской области  – Южная Бессарабия и для поставленной цели не надо пересекать высокие горы, а только мелководные лиманы. В последние годы наблюдается всплеск интереса к влиянию инфраструктуры на региональное развитие и экономический рост. Одним из аргументов, который часто приводят с целью привлечения государственного финансирования для инвестирования инфраструктурных проектов, является уверенность в том, что это вызовет экономический подъем региона.

Крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство мостов и автомагистралей,  разрабатываемые согласно традиционному подходу, обычно финансируются из государственных средств или финансово поддерживаются государственными гарантиями.

Важно разработать такой процесс создания инфраструктурных проектов, где на начальной стадии ставится задача добиться максимальной экономической эффективности. Рассмотреть возможные межотраслевые связи и факторы размещения, влияющие на жизнеспособность проекта.

Одним из ключевых инфраструктурных проектов, широко обсуждаемых в Украине, является новая трасса Одесса-Рени и строительство моста через Днестровский лиман. Учитывая, что транспортно-логистическая отрасль играет важную роль в общественном производстве нашей страны, этот инфраструктурный проект будет  иметь большое социальное и экономическое значение, как для региональной, так и для национальной экономики.

Для поднятия экономики региона необходимо повысить мобильность населения.

Важно, насколько ресурсо- и энергоемки будут транспортные системы и средства дальнего и ближнего сообщения, обслуживающие грузопотоки и миллионы людей юга Украины.

Транспортная связь с Южной Бессарабией и пересечение Днестровского лимана сейчас осуществляется по узкому автомобильному  мосту и далее через территорию Молдавии или по подъемному совмещенному  мосту в Затоке. Оба моста находятся в плачевном состоянии и периодически закрываются на ремонт. Вероятность одновременной поломки, которая полностью остановит автомобильное и железнодорожное сообщение с территорией, сопоставимой по площади с Бельгией, не кажется фантастической.

Схема существующих автомобильных и ж/д дорог

Существующие проекты моста рассчитаны только на автомобильное движение и пересекают акваторию южнее Белгород-Днестровского порта. Необходимость обеспечить судоходство в этих проектах  многократно увеличивает инвестиционные издержки. Высота пролета от уровня воды должна быть не менее 36 метров и длина более 150. Стоимость 1 км подобного моста в мировой практике от $100 млн. Уклоны моста в этих вариантах не позволят проложить железную дорогу.  Озвученная стоимость проектов от 500 млн. долларов неподъемна для страны и будет непривлекательна для концессионеров. Кроме того, вопрос строительства отдельного железнодорожного моста, необходимого для перевалки грузов от портов Одесской области в Евросоюз, остается открытым.

Как увеличить инвестиционную привлекательность проекта?

Необходимо расширить функциональность мостового перехода и удешевить проект. Для этого надо воспользоваться концепцией трансъевропейской транспортной сети TEN-T, которая предлагает комплексный подход в виде строительства мультимодальных коридоров, включающих в себя несколько видов транспорта: строительство современной сети автомобильных магистралей; дублирующих железнодорожных сетей; водных артерий и точек стыковки с воздушным транспортом.

Для соединения с европейской сетью железных дорог на мультимодальном коридоре  Одесса-Рени необходимо построить новый участок 36 км при общей длине около 280 км, модернизировать существующую ветку под стандарты ЕС, построить три новых моста.

Важнейшей задачей для осуществимости этого проекта является сокращение инвестиционных издержек при пересечении Днестровского лимана, ширина которого  около 5 км.

Изучая европейский опыт проектирования совмещенных мостов, где на разных уровнях проходят железная дорога и автомагистраль, можно сделать проект Днестровского моста экономически целесообразным, изменив его расположение и характеристики. Прототипом может послужить Эресуннский мост, связывающий Данию и Швецию.

Для этого мостовой переход  должен пройти  севернее акватории Белгород-Днестровского порта, где нет необходимости возводить дорогостоящее сооружение вантового или арочного типа. Достаточно проложить горизонтальную эстакаду. Железную дорогу и автомагистраль можно размещать параллельно или на разных уровнях. Эстакада обойдется в 5-10 раз дешевле большепролетного моста.

 

Что дает такая постановка вопроса при формировании концепции мультимодального коридора Одесса-Рени:

– Мост прокладывается по самому узкому месту лимана и сокращает на 36 км расстояние от Белгород-Днестровского до Одессы, даже при введение платы за проезд это окупается экономией топлива;

– Строительство моста севернее акватории Белгород-Днестровского порта не пересекает выход в море судам и позволит по лиману построить горизонтальную эстакаду, а не большепролетный мост, что дешевле на порядок. Для сооружения моста южнее акватории порта необходима высота пролета от уровня воды не менее 36 метров и длина более 150. Уклоны моста в таком варианте не позволят проложить железную дорогу.  Стоимость 1 км подобного моста в мировой практике от $100 млн. за км. Эстакада же обойдется около $20 млн. за км в совмещенном варианте.

– Конструктивная схема совмещенного моста тиражируется при пересечении лиманов Яплуг (1,5 км) и Кагул (2,5км);

– 8 речных и морских портов Одесской области будут связаны скоростной железной дорогой по территории Украины;

– Совмещенный мост, связывающий Белгород-Днестровский и Овидиополь, позволит расширить Одесскую агломерацию. Эти города будут в часовой доступности ж/д и автотранспортом, что позволит увеличить суточную миграцию населения;

– Трасса пройдет через Арциз, географический центр Южной Бессарабии, что позволит использовать после реконструкции расположенный там демилитаризированный грузовой аэродром в системе трансъевропейской транспортой сети TEN-T;

– Новая трасса значительно сокращает расстояние за счет строительства мостовых переходов в Днестровском лимане и на озере Кагул. Стоимость экономии топлива на этих участках может быть сопоставима с оплатой за проезд.

Для поднятия экономики региона необходимо повысить мобильность населения. Важно, насколько ресурсо- и энергоемки будут транспортные системы и средства дальнего и ближнего сообщения, обслуживающие грузопотоки и миллионы людей юга Украины.

Please follow and like us:

Просмотров: 887

1 thought on “КОНЦЕПЦИЯ СОВМЕЩЕННОГО МОСТА В МУЛЬТИМОДАЛЬНОМ КОРИДОРЕ ОДЕССА-РЕНИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE