ДНК города РЕ ФОРУМ

Фальшивый аккорд Приморского ансамбля

Коллективное мнение ассоциации архитекторов Одессы о проектировании сетевого отеля на Приморском бульваре, 9.

Анализ сложившейся ситуации и проектных решений.

Часть 1. Предисловие.

4 мая 2018 года прошло заседание Координационного совета при  Управлении по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета. Первый и единственный вопрос, который успели обсудить – «Проект реставрации памятника архитектуры по Приморскому бульвару, 9 с приспособлением под отель, с учётом предоставленных замечаний». В состав КС входят три участника Ассоциации архитекторов Одессы.

По сути показанные материалы состояли из двух частей:

  • Реставрация памятника архитектуры национального значения, он же памятник истории местного значения «Дворец Шидловского»(Дворец Нарышкиной, Дворец Моряков) (далее-памятник).
  • Строительство вместо внутридворовых крыльев новых объёмов, в которых будут размещаться номера гостиницы.

Дворец Моряков, Приморский бул,9

Вкратце о предыстории происходящего.

Владельцы здания привлекают инвестора. Это сетевой оператор отелей «Рэдиссон». У него есть определенные требования к будущему отелю – не менее 200 номеров. Как вы понимаете, в габаритах существующего здания все не поместится. Поэтому нужно  часть дворца перестроить. Но на пути к этому есть препятствие – здание является памятником.

Поэтому первый шаг владельцев – вывести из состава памятника внутридворовые части здания. Это процесс сложный и долгий. У каждого памятника должна быть учетная документация, паспорт памятника. В котором детально описано, что конкретно охраняется государством. Разрабатывать эту документацию взялся киевский институт «УкрНИИпроектреставрация», очень авторитетная организация. Основной посыл разработчиков – внутридворовые части здания (флигели) построены позже главного здания, не представляют исторической или культурной ценности, и поэтому не являются частью памятника.

Аргументация спорная, множество архивных материалов говорит о том, что еще во времена СССР все здание, вместе с «флигелями» было под охраной государства.

Тем не менее заказчики находятся на этапе, когда Экспертный совет при Минкульте одобрил учетную документацию на памятник в версии разработчиков. Перед этим она была одобрена и в городе и в области.

Сейчас заказчик разрабатывает проекты, о которых сказано в начале. Проект реставрации памятника делает все тот же институт «УкрНИИпроектреставрация», проект реконструкции внутридворового здания – киевская проектная фирма « Yunakov Architects» во главе с Сергеем Юнаковым.

Материалы, которые были предоставлены на рассмотрение Координационного совета, мы и обсудим.

Часть 2. Основания для рассмотрения проектных предложений

Первое, о чем нужно сказать – это на основании чего разрабатывается проектная документация.

Позиция заказчика следующая:

  • Все делается согласно законов и норм
  • Памятником является только главный объем дворца

Сразу оговорюсь, рассматриваются пока только эскизные и предпроектные разработки, что по закону может делать кто угодно и когда угодно, без всяких оснований, кроме желания заказчика. Так что никакой юридической силы решения Координационного совета нести не могут.

Дальше подробнее об основаниях для проектирования.

  1. «Памятником является только главный объем дворца».

Заказчиком предоставлено письмо Минкульта, в котором говорится, что Экспертный совет при Министерстве утвердил учетную документацию. Можно ли теперь считать памятником только часть дворца? Нет.

Закон Украины «Про охрану культурного наследия» говорит о том, что «занесення об’єктів культурної спадщини національного значення до Державного реєстру нерухомих пам’яток України та внесення змін до нього щодо пам’яток національного значення» належить до повноважень Кабінету Міністрів України (статья 4, абзац 3).

Пунктом 6.2 «Порядку обліку об’єктів культурної спадщини», утвержденного приказом Министерства культуры Украины от 11.03.2013 № 158 (далее – Порядок обліку), определено, что «Рішення про занесення (незанесення) (…) об’єктів культурної спадщини (в Госреестр – Авт.) щодо пам’яток національного значення – Кабінетом Міністрів України за поданням Мінкультури України протягом одного року з дня одержання подання». В соответствии с пунктом 1 постановления Кабинета Министров Украины, «Про визначення категорій пам’яток для занесення об’єктів культурної спадщини до Державного реєстру нерухомих пам’яток України», «Об’єкти культурної спадщини заносяться до Державного реєстру нерухомих пам’яток України за рішенням Кабінету Міністрів України (щодо об’єктів національного значення)».

Таким образом, письмо Минкульта про решение Экспертного совета не является основанием  для определения объемов памятника национального значения, в котором он включается в Государственный реестр.

На сегодняшний день все здание, вместе с внутридворовыми крыльями, считается памятником национального значения.

То есть пока можно рассматривать только проект реставрации части памятника.

Но Координационный совет рассмотрел и новые объемы проекта. Рассмотрим и мы.

  1. Основания для проектирования нового объема гостиницы.

Согласно постановления Кабинета Министров Украины №92 от 21.02.2018 «Проектна документація на нове будівництво, реконструкцію та капітальний ремонт … у межах історичних ареалів населених місць розробляється з урахуванням вимог затвердженого в установленому законом порядку історико-архітектурного опорного плану» (далее – ИАОП).

Но тут возникает проблема. В ИАОП памятник показан вместе с внутридворовыми крыльями. Что делают докладчики проекта? Правильно, редактируют выкопировку из ИАОП!

В нашем распоряжении есть фрагмент ИАОП, который выдавался Управлением по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета для архитектурного конкурса по Стамбульскому и Греческому паркам. Корректировки ИАОП не проводилась с 2008 года, когда он был утверждён Министерство культуры Украины. Различие найдите сами.

Слева – фрагмент ИАОП из презентации проектировщиков, справа – фрагмент ИАОП,

выданный Управлением по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета

 

Заметим, что на этой стадии проектирования за подлогом не следует никакой ответственности, кроме репутационных потерь.

То есть проектировать «желаемое» до момента, пока не будет откорректирован ИАОП, нельзя.

 

Если вы внимательно посмотрите на схему, то обнаружите, что здание находится на территории памятника археологии местного значения – Поселення та некрополь античного часу (південно-західна частина Приморського бульвару) – (рішення Одеського облвиконкому № 381 від 27.07.1971  р., рішення Одеського облвиконкому № 241 від 21.06.1988 р., наказ Міністерства культури і туризму України від 27.08.2007 № 983/0/16-07 (охоронний № 682-Од). Что это значит?

Это значит, что тут ничего нельзя, пока «пам’ятка археології, що не виявлена в наземних обсягових формах, досліджена на всій площі і по всій глибині культурного шару і при цьому не виявлено об’єктів культурної спадщини, які підлягають консервації або музеєфікації на місці та подальшому використанню», в соответствии со ст.15 Закону України «Про охорону культурної спадщини» не будет исключена «Державного реєстру нерухомих пам’яток України». В противном случае тут вступает норма Закона Украины «Про охрану культурного наследия» про разрушения памятника, а соответственно и норма статьи 298 Криминального кодекса Украины.

То есть строить «желаемое» до момента, пока не будут проведены археологические изыскания ВСЕЙ территории памятника археологии, при соблюдении иных требований нормы Закона, нельзя.

Часть 3. Анализ отдельных решений проектных предложений

Сначала вкратце о проекте реставрации фасадного объёма здания. В реставрационном задании написано – «відновлення первісного вигляду будівлі Палацу (об’єм фасадної будівлі)». К сожалению, были показаны решения по реставрации интерьеров, никаких чертежей по всему зданию не было. Но, увидев проектные решения по новому объему, становится понятно, почему.

Фрагмент эскизного проекта и зоны, в которых происходит

 вмешательство в облик здания-памятника

Какие могут быть решения по восстановлению первичного облика здания, когда новый объем внедряется в объем   здания-памятника. При этом главный объем  памятника  утрачивает дворовой фасад (очень интересный, кстати), теряет стропильную систему крыши, которые тоже – неотъемлемые части памятника национального значения, под охраной государства!

Есть большие опасения, что строительство нового объема внесет значительные изменения и в главное здание Дворца.

Вот мы и подошли к основному объему проектирования. В материалах это названо «реконструкцией зданий с приспособлением под отельный комплекс».

Даже если сохранить хоть небольшой элемент конструкций старого здания, формально это можно назвать реконструкцией. Хотя до момента, пока эти части здания остаются памятником и территория остается памятником археологии, ни о какой реконструкции речь идти не может.

Но пока мы рассматриваем стадию «Эскизный проект», юридические основания для проектирования оставляем за скобками.

Что предлагается? Подземный этаж под паркинг, семь этажей вверх. Верхняя отметка +27.35м. от уровня Приморского бульвара.

Высота фасадного здания, в зависимости от листов проекта, колеблется от 18.33 до 18.73.

В своем решении проектировщики опираются на Режимы использования исторических ареалов в составе ИАОП: «У Центральному історичному ареалі гранична висота нових будівель і споруд, що виходять на червоні лінії вулиць, не повинна перевищувати 18,6 м від рівня денної поверхні, а висота акцентних будівель на розі кварталів – не вище 21.3 м. Гранична висота нових будівель, які розміщуються у глибині кварталів, має визначатися математичними розрахунками у складі історико-містобудівних обгрунтувань таким чином, щоб видима з вулиці проекція верхньої частини фасаду нової будівлі за висотою становила не більше ніж 62% фасаду будівлі, яка виходить на червону лінію вулиці».

Почему нельзя руководствоваться этим положением:

  • Это общее положение, относящееся к исторической застройки ареала в целом, но никак не может служить догмой для всех подряд кварталов, что для ул. Заславского, что для Приморского бульвара.
  • Должны быть математические расчеты в составе Историко-градостроительного обоснования (далее – ИГО). ИГО постановлением Кабмина №92 от 21.02.2018 отменены. Расчеты в составе других видов научно-проектной документации ИАОП не предусмотрены.
  • «Проекти реконструкції забудови на території історичних ареалів населених пунктів базуються на матеріалах історико-архітектурних опорних планів та науково-проектної документації з визначення меж та режимів використання зон охорони пам’яток культурної спадщини» – ДБН Б.2.2-3:2012. При этом, памятник расположен в Комплексной охранной зоне, к которой тем же ИАОП определены требования: «На території комплексної охоронної зони історичного центру…допускається лише регенерація, що … забезпечує збереження видового розкриття історичних ансамблів і комплексів»» (Проектно-регуляторный раздел ИАОП).

Также в ИАОП есть следующие положения: «Забудова першої категорії [історико-культурної цінності] розташована вдовж Приморського бульвару…Це – найстародавніша частина Одеси, розпланування і забудова якої мають найвищу цінність та ансамблеві якості. Тому в цих межах необхідно встановити територію пам’ятки містобудування національного значення «Стара Одеса» з найбільш строгим режимом збереження архітектурної та містобудівної спадщини». (Проектно-регуляторный раздел ИАОП).

То есть ансамбль Приморского бульвара имеет особую ценность, и сохранение видового раскрытия комплекса его зданий – один из основных приоритетов. Такие же критерии, по нашему мнению, нужно применять и к ансамблю Екатерининской площади, также активно участвующей в восприятии пространств охватывающих Приморский бульвар и место проектируемого объекта.

Любой новый элемент, что появляется в зоне формирования вида бульвара, площади, прилегающих переулков должен не только не выделяться, но и оставаться максимально незаметным. Иными словами, положение ИАОП о том, что   в глубине квартала новый объем может возвышаться на 62% в этой части города неприменим. К слову,  это положение (62%),  как нам кажется, вообще следует пересмотреть.

Анализируем дальше.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 13 березня 2002 р. N 318 определено:

«Збереження традиційного характеру середовища історичних ареалів, охорона і раціональне  використання  розташованих в їх межах нерухомих об’єктів культурної спадщини, збереження містоформуючої  ролі  є пріоритетним напрямом містобудівної діяльності в межах історичних ареалів».

Венский меморандум, 2005:

«При рассмотрении внесения новой собственности и новых участков исторического городского ландшафта в Список всемирного наследия рекомендуется включить анализ исторического городского ландшафта в процесс номинации и оценки»

Вашингтонская хартия, 1987:

«Нові функції та мережі інфраструктури, яких  вимагає сучасне  життя,  мають  пристосовуватися до специфіки історичних міст…»

Рекомендация о сохранении и современной роли исторических ансамблей (26.11.1976 ООН):

«3. Каждый исторический или традиционный ансамбль и окружающую его среду следовало бы рассматривать в совокупности как единое целое, равновесие и особый характер которого зависят от синтеза составляющих его элементов и которое включает деятельность людей, а также здания, структуру пространства и окружающие зоны. Поэтому все достойные внимания элементы, включая деятельность человека, какой бы скромной она ни была, имеют по отношению к целому значение, которое необходимо учитывать.»

Учитывая эти положения, считаем, что следует исключить возможность появления нового архитектурного объема в пределах ансамбля зданий Приморского бульвара-Екатерининской площади.

Проектные материалы свидетельствуют об обратном: формирование нового объёма с нарушением норм отечественного и международного законодательств.

Ориентировочная схема  зон просматриваемости нового объема гостиницы при заявленных высотных отметках.

 

Наше внимание привлекло, также, схема движения транспорта и пешеходов. Если кто не видел, то движение транспорта предполагается по лабиринтам двориков, закоулков со стороны пер. Чайковского. Видимо также будет ходит и строительная техника. Остается пожелать жителям этих двориков, а также посетителям СПА-салонов и фитнес-клуба «Формула» побольше терпения и выдержки. Будьте взаимно вежливы!

В конце хочется добавить, что утверждение авторов, что компания Редиссон настаивает, чтобы количество номеров было не менее 204, вызывает сомнения. Главный принцип компании – высокий уровень комфорта и максимальное качество сервиса. Эти требования относятся не только номерам и внутренним службам гостиниц. Комфорт и безупречность должны присутствовать в отелях Редиссон от подвала до парковки гостевого транспорта, прилегающего озеленения, обзора окрестностей ландшафта, достопримечательностей и т.п. Наличие истории объекта и подлинности его элементов (интерьеров, деталей, не говоря уже о самой архитектуре – это особый шик). Снос исторических флигелей для политики компании это нонсенс. Не исключено, что если вариант реконструкции Дворца Шидловского, рассмотренный на Совете, не дай Бог состоится, то Редиссон может потерять интерес к проекту. И мы получим второй вариант гостиницы Кемпински, что на Морвокзале, но с гораздо худшими последствиями.

Это отвернет от нас не только Редиссон. Искажение исторического ядра Одессы  в районе Приморского бульвара – Екатерининской площади может поставить крест на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И все вложения бюджета за последние годы в городскую программу  номинирования на список ЮНЕСКО уйдут в никуда.

Часть 4. Координационный совет при  Управлении по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского городского совета

Вопросы, касающиеся «надання висновків щодо відповідних програм та проектів містобудівних, архітектурних і ландшафтних перетворень, меліоративних, шляхових, земляних робіт на пам’ятках місцевого значення, історико-культурних заповідних територіях та в зонах їх охорони, на охоронюваних археологічних територіях, в історичних ареалах населених місць, а також програм та проектів, реалізація яких може позначитися на стані об’єктів культурної спадщини», руководстуясь п. 9 ст. 6 Закону України «Про охорону культурної спадщини», относится к полномочиям Управления культуры, национальностей, религий и охраны объєктов культурного наследия Одесской областной государственной администрации.

То есть проектная документация, конечно, может рассматриваться в городе, но выводы и рекомендации должны учитываться только после рассмотрения в областном управлении.

Часть 5. Выводы ААО

  1. Процесс по определению, что из Дворца Шидловского является памятником, а что нет, не закончен. С уверенностью утверждать, что является предметом охраны, пока не может никто. Точнее, пока предметом охраны является все здание согласно постановления Совета Министров УССР от 24.08.1963 года № 970.
  2. Прежде чем проектировать что-либо, выходящее за рамки реставрации существующего здания, следует произвести археологические исследования ВСЕЙ территории памятника археологии.
  3. Прежде чем проектировать что-либо, выходящее за рамки реставрации существующего здания, следует откорректировать Историко-архитектурный опорный план и разработать проект границ и режимов использования комплексной охранной зоны градостроительного ансамбля Приморского бульвара.
  4. На сегодняшний день рассмотренная проектная документация (кроме реставрации части памятника) – всего лишь намерения застройщика. Которые должны корректироваться.

До выполнения первых трех пунктов о выдаче дальнейших документов на разработку проекта реконструкции речь идти не может. Сегодня о проектировании каких-либо объектов, кроме реставрации, может быть речь только на стадии концепции и предпроектных разработок. Но, и они не должны нарушать норм по охране культурного наследия, учитывать историческую среду и международный опыт и, попросту, здравый смысл.

Все вопросы, касающиеся рисков будущего масштабного строительства на Приморском бульваре, мы сознательно не затрагивали. Это тема для отдельного разговора.

Заключение.

Мы понимаем всю трагичность ситуации, сложившейся с памятниками культурного наследия в Одессе. Безусловно, реставрация зданий за счет инвестора – это хорошее и важное дело. Мы понимаем, что с учетом инвестиционных намерений необходимо вести диалог и находить определенные компромиссы.

Однако мы считаем, что компромисс не предусматривает уступки только со стороны города. Инвестиционная привлекательность этого здания не ограничивается требованиями объемов в 204 номера гостиницы «Рэдиссон». Очевидно, что с учетом уникального расположения, инвестор может решить свои намерения в существующих объёмах.

Кроме властей города и области, Минкульта и Кабмина, которые должны регулировать этот процесс, и бизнеса со своими намерениями, есть еще и гражданское сообщество города. Которое поможет власть предержащим, если те что-либо упустят в процессе своей сложной и ответственной деятельности. И поможет инвесторам в диалоге с властью, если такая помощь потребуется.

 

Please follow and like us:

Просмотров: 8551

1 thought on “Фальшивый аккорд Приморского ансамбля

  1. исчерпывающий материал. Огромная благодарность авторам за проведенную работу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE