РЕ ФОРУМ

День незнаний и завтра Города

        Ну вот опять пришёл День знаний. А знаете ли вы, что Земля плоская? Не верите? Напрасно. Ведь достаточно выйти на берег моря, и вы в этом сами убедитесь. А если у вас спросят: что полезнее, Солнце или Луна? – отвечайте Луна. Ибо Солнце светит днем, когда и без того светло, а Луна – ночью. Считаете это смешным? Да это было смешно и во времена Хаджи Насреддина, и во времена Козьмы Пруткова, и тем более в 20-м веке. Но сегодня это печально. Почему? Потому что многие действительно верят в то что Луна светит, Земля плоская, и многим совершенно не интересно, что это за персонажи такие Хаджа и Козьма. Эпоха невежества. Образование из общего становится клиповым, фрагментарным. Причём это характеризует и объём получаемых учениками знаний, и количество учеников, которые могут получать знания в полном объёме.

     Кто виноват? Виноваты старшие. Да, в этом молодёжь права. Старшие очень быстро забывают, что учить может стать поздно, но учиться – никогда. Где-то, в какой-то момент произошёл разрыв между поколениями, и в образовавшийся вакуум хлынул поток пены антикультуры. Маяками в этом потоке просто обязаны быть преподаватели. Эпоха невежества, разрыва и отрицания, эпоха «просто купил – просто продал», бизнес и ничего личного. А, как известно, «архитектура – это зеркало эпохи».  Вот и оглянитесь на здания, которые нас окружают. Но не все увидят. Умение «видеть» – это дар, но в тоже время и проклятие художника, архитектора, творца. Только не многие «смелые», по-настоящему жаждущие, отдаются этой профессии, и ещё меньше, совсем отчаянных, которые своим даром видеть жаждут поделиться. Они унижены и оскорблены невежеством чинуш и безразличием фарисеев, которые словосочетание «поделиться даром» понимают совершенно иначе. Так вот только в результате встречи желающих «пить» и желающих «напоить» можно утолить эту жажду, жажду творить.

     Эта статья по своей структуре должна была напоминать формулу: вопрос- ответ. Коротко и ясно. Но вопросы слишком важные и коротко отвечать на них не получается. Поэтому я решил собрать все вопросы вместе и дать на них ответ этой статьёй.

      Итак, о чём же чаще всего спрашивают архитекторов: Как правильно строить в историческом центре?  преподавателей: Чему вы учите своих студентов? И, наконец, студентов: За что вы не любите Одессу? Зачем вы реконструируете эти фасады, ведь здание уже не является памятником архитектуры? Почему вы не покрасили фасад в яркие цвета? Это же музыкальная школа.

    Как же строить в историческом центре города? На этот вопрос уже неоднократно был дан однозначный ответ, закреплённый документально, и этот документ был ратифицирован многими странами мира. Я говорю о двух Хартиях Афинской (1933 г.) и – Венецианской (1964 г.). Их авторами были ведущие мировые архитекторы. Тексты этих документов есть в свободном доступе и каждый желающий может с ними ознакомиться. «Велосипед» был изобретён до нас. Нужно только научится читать инструкцию. Вот несколько цитат:

«65. Исторические архитектурные ценности (отдельные памятники или градостроительные ансамбли) должны сохраняться.

Жизнь города — это историческое явление, проходящее через века, воспоминанием о которых остаются памятники архитектуры. Эти памятники придают городу своеобразный характер. Это драгоценные свидетели прошлого, которые со временем приобретают историческую и духовную ценность. Кроме того, в этих сооружениях запечатлены черты наивысшего взлета художественного творчества народа. Памятники являются частью мирового исторического наследия, поэтому необходимо прилагать все усилия для их сохранности сегодня и на грядущие времена.»

«70. Использование архаичных архитектурных элементов для оформления новых зданий, возводимых в зоне исторических памятников под предлогом их архитектурной увязки, может привести к пагубным последствиям. Подобные творческие предложения допускать нельзя.

Подобные методы противоречат опыту истории. Никогда возврат к прошлому не поощрялся, никогда человек не двигался вспять. Шедевры прошлых эпох убеждают в том, что каждое поколение мыслило по-своему, создавало искусство и эстетику, используя в своем творчестве лучшие технические достижения своего времени.

Рабски копировать прошлое — это обрекать себя на ложь, это создавать в принципе фальшивое, ибо современные здания не будут строиться древними методами, а возведение архаичных сооружений с применением современной строительной техники может привести лишь к бессмысленному подражанию произведениям прошлых эпох.

Смешивая старое с новым, невозможно создать подлинно ансамблевого решения, отличающегося единством стиля. Это будет чистое подражательство, мешающее восприятию истинного памятника искусства, ради которого была предпринята столь неразумная инициатива.»

      Вот так. Что же здесь непонятного? Однако вопрос «как строить в исторической застройке» всё ещё вызывает массу споров, причём не только среди неравнодушных горожан, но и в профессиональной среде. Бытует мнение, что необходимо, и только так, а не иначе, строить здания в историческом центре исключительно в стиле историзма, опираясь на архитектуру «старой Одессы». Если не доверять пункту 70 Афинской Хартии и мнению вдохновителя этой Хартии Ле Корбюзье, можно убедиться в том, что это мнение «тупиковое» на простом примере:

       Познакомьтесь с перекрёстком четырёх эпох. В самом центре Одессы на пересечении улиц Дерибасовская и Екатерининская расположились здания, каждое из которых представляет здесь определённый период в истории города. Итак, начнём с самого «старого»: это Екатерининская, 14 – склады, 1804 г., которые были перестроены и приспособлены для Ришельевского лицея по проекту арх. Ф. Шаля в 1819 — 1820 гг. Стиль ампир. Следующий персонаж — это первоначально 2-эт. дом Стефана и Евстафия Калафати, построенный арх.   Г. И. Торичелли в 1834 г. Позже в 50 годы 19 века арх. К. Кошелевым была произведена надстройка третьего этажа и перестройка дома с устройством лавок на первом этаже. Но ещё более серьёзным испытаниям здание подверглось в 1870-е гг.  Была произведена замена угловой части дома новым зданием. И, наконец, в 1892 г. под надзором    арх. Ю.М. Дмитренко была изменена планировка магазина   А. И. Абрикосова. Ещё нескольким изменениям подвергся фасад по Екатерининской в 1908 и в 1910 годах. По проекту 1851 года кроме надстройки предполагался новый фасад, подобно корпусу по Дерибасовской однако, была оставлена архитектура 1834 года.  Сегодня трудно однозначно определить стиль этого дома. Проще всего назвать эклектикой или историзмом. Между фундаментами этих двух зданий 30 лет разницы, а в окончательно сформированном облике их архитектура разбежалась более чем на 70 лет. Теперь два замечательных здания из следующего, ХХ века. Первое построено в 1952—1953 г.г.  для китобойной флотилии «Слава» и является прекрасным образцом неоклассики. Авторы проекта арх. Г.В. Топуз и В.Л. Фельдштейн. Второе, здание ресторана «Юбилейный, построено через 15 лет, в 1964—1968, совсем в другую эпоху. Построено в стиле модернизм арх. Л.И. Швальбиной. Между прочим, сегодня это замечательное здание подвергается нахальной модернизации.

    Архитектура какого же из этих четырёх зданий может послужить эталоном? Но вот на что необходимо обратить особое внимание: хоть они и очень разные, но есть одно, объединяющее их качество: они совершенно вписаны в сетку улиц, в особенности рельефа, в возможности инфраструктуры и социальной востребованности.    

    Однако сегодня мы имеем безобразные высотки с прилепленными уродами «цеатлантами», пошлые заигрывания с декором барокко или модерна, навешивание его на продиктованные бизнесом пропорции.

    Вот ещё одна цитата:

 «76. Все, что создается в городе, должно соответствовать масштабу человека.

      Естественные размеры человека должны составлять основу масштаба всего того, что связано с его жизнью и различными видами деятельности. Это относится к масштабу размеров и площадей, масштабу расстояний, устанавливаемых с учетом естественной скорости передвижения человека, масштабу распорядка дня, увязанного со скоростью ежедневного движения солнца».

    Та часть города, которая со временем стала историческим центром, проектировалась согласно так называемой гипподамовой системе и рассчитывалась для человека 19 века, с его особенностями в жизни, работе, отдыхе и передвижении. И в любые, пережитые Одессой, эпохи архитекторы старались учитывать эти особенности, однажды заложенные в основу. Но наступила наша эпоха и в стройную чётко продуманную структура стали впихивать радужные аркадии.

     Архитектурно-инженерные изменения в структуре исторической застройки могут происходить по трём направлениям: реставрация памятника (в том числе и научная реставрация), реконструкция (с внедрением нового в той или иной степени) и, наконец, новое строительство. Каждое направление требует изначально тщательного профессионального анализа ситуации.

    А вы заметили, что мы стали стесняться и как следствие избегать высокопарных слов? Честь, совесть, любовь, доброта, спасибо, пожалуйста, – это со знаком плюс, но и: предательство, равнодушие, подлость, глупость – со знаком минус. Наша избыточная толерантность сводит все характеристики к нулю. За этим стоят более глубинные процессы. Зеркало эпохи, отражение человека, его интересов, его повседневной жизни, всё это называется культурой, ещё одним словом-рудиментом.  И все составляющие культуры тесно взаимосвязаны.

    Сегодня мы построим дом, в нём вырастут дети, которые завтра будут строить свои дома. Дети будут взрослеть и развиваться в окружении этой архитектуры, впитывать её. Что же послезавтра мы увидим на улицах нашего города? Это замкнутый круг. И только образование, поставленное на высокую государственную платформу может его качественно разорвать. Адепты и альтруисты не в силах совладать с потоком антикультуры. Но в любом случае нужно оставаться честным с самим собой и выбрав путь наставника стараться пробудить желание, поддержать желающих, обладая знаниями и навыками делиться с юными. Не только порицать их, становясь в позу мэтра, но отрицая – предлагать. Иногда складывается впечатление, что преподаватели и студенты обязательно должны быть по разные стороны баррикады, защита дипломных проектов при этом напоминает судилище. Нет, мы со студентами коллеги, и за каждым честным дипломом стоит огромная скрупулёзная работа не только студента, но и его преподавателей, не просто руководителей, а и мыслеводителей. Именно таких отношений придерживается преподавательский коллектив АХИ ОГАСА.

    Чётко выверенные пропорции, изученные градостроительные и геологические условия, анализ инфраструктуры, социология, современный декор и пластика – все эти факторы есть основа, фундамент лучших дипломных проектов. Именно благодаря этому алгоритму возможно получить достойный результат, современную архитектуру, интегрированную в исторический ареал.

    Незашоренные, без бизнес – балласта, свободные в своих мыслях, но при этом достаточно профессионально подкованные и, самое главное, неравнодушные к судьбе любимого города, студенты выдают на-гора замечательные проектные решения.  Не пытайтесь их унизить вопросом: «за что не любите Одессу?», – научите их любить свой город, а может быть, научитесь у них любить.

    Сегодня представляем вашему вниманию дипломные проекты

Арх. Анна Гаврилюк. Жилой дом с первичным обслуживанием на ул. Дерибасовская. Новое строительство вместо ярмарки, на месте уничтоженной гостиницы «Спартак», ранее «Империал». Замечательное решение «одесской» проблемы, связанной с ориентации улиц: все квартиры, имеют прекрасную инсоляцию.

Арх. Александр Бедаха. Жилой дом с первичным обслуживанием на ул. Дерибасовская. Новое строительство. Там же, но решение в совершенно другой стилистике. Замечательно.

Арх. Екатерина Киселёва. Офисное здание на Деволановском спуске. Прекрасное современное здание стало результатом тщательных архитектурных поисков и градостроительных анализов.

Арх. Валерия Говорова. Студенческий клуб (ХАБ). Реновация многострадальной фабрики мороженого на ул. Старопортофранковской. Когда-то 2-я женская гимназия, сегодня находится в аварийном состоянии. Без нового функционального наполнения великолепное здание будет продолжать разрушаться. Досконально выполненный проект.

Арх. Елизавета Евстигнеева. Досуговый клуб на Деволановском спуске. Чёткие пропорции, безукоризненно вписанные в окружающую застройку.

Арх. Анастасия Лендюк. Музыкальная школа на основе реновации и реконструкции доходного дома. Блестящая и смелая работа.

Арх. Александр Мудрак и Михаил Вещун. Жилое и офисное здания на пересечении ул. Тираспольской и ул. Асташкина. Новое строительство. Идеально вписанная в историческую застройку современная архитектура.

Арх. Ярослав Сорокатый. Музей греческой культуры в переулке Красном. Новое строительство. Своеобразная стилизация античной архаики. Проект посвящен 200-летию Греческого восстания.

Please follow and like us:

Просмотров: 526

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE