ГОРОД И ПОРТ

Первый частный морской порт

В Украине сейчас функционируют 12 морских портов, в соответствии с приказом Министерства инфраструктуры Украины от 16 июня 2014 №255, морские порты крымского полуострова закрыты до восстановления конституционного строя на временно оккупированной территории Крыма.

Часть портов находятся в открытых морских акваториях  – Одесский, Мариупольский. На реках – Николаевский, Херсонский, Измаильский, Ренийский. В лиманах – Черноморский, Пивденный.

Попасть на территорию порта задача не из легких. Портовые территории стали закрывать от населения в послевоенное время. Одесский порт закрылся заборами с колючей проволокою в 1947 году.

Порты иногда проводят технические экскурсии, приуроченные к транспортной выставке. Но, как я понял, шанс попасть на закрытую портовую территорию выпадает раз в полгода. И если Одесский порт доступен для созерцания с одесских склонов, то попасть в первый частный порт ТИС (ТрансИнвестСервис – стивидорный оператор), расположенный на берегу Малого Аджалыкского лимана, было неожиданной удачей.

Действительно, ни карты со спутника, ни картинки с сайта не дают реального понимания масштаба порта. Только личное посещение дает представление об огромной работе проделанной за 25 лет частной компанией на самой дальней оконечности лимана.

Четкая и понятная планировочная структура порта, зонирование по видам грузов, развитая железнодорожная сеть – все это прочитывается моментально.

Про порт ТИС в СМИ часто используют слово «первый»: первый частный порт, первый по грузообороту, первый по привлечению инвестиций, первый по внедрению технологий и т.д.

При рассмотрении системы город-порт у ТИСа появляются еще несколько побед в новых категориях. Мы, архитекторы, любим считать ТЭПы (и сравнивать теплое с мягким), но есть ряд объективных показателей – занимаемая площадь, длина причальных стенок, грузооборот. Из всех этих данных можно сформировать показатели по эффективности. В качестве показателя эффективности современных портовых технологий можно делить годовой грузооборот на длину причала. В крупнейшем порту Европы в Роттердаме грузооборот 477 млн. тонн , а длина причалов 57 км. Получаем показатель 8,4. Тот же показатель для всех украинских портов составляет чуть более трети от этого – 131 млн. тонн / 40 км (=3,2). Но если выделить из общих статистических данных по портам отдельных стивидоров, то получим фантастические показатели. Например, ТИС в 2020 году перевалил 32,5 млн. тонн (пятая часть всего грузооборота) на причалах длиной 1,8 км. (=18!). Так же в формулу можно вводить площадь порта и показатель будет у ТИСа только улучшаться. Особенно  важно это сравнение для портов занимающих ценнейшую территорию в крупных городах. Грузооборот ОМТП за 2020 год составил 23,4 млн. тонн/ 9 км причалов и показатель (=2,6) ниже чем средний по украинским портам. 

В Малом Аджалыкском лимане в 1978 году построили Одесский Припортовый завод для экспорта аммиака и минеральных удобрений с учетом расположения населенных пунктов и преобладающих ветров. Поэтому наличие порта для перевалки насыпных и пылящих грузов в удаленном от больших городов месте создает минимальный ущерб для населения. При этом в ТИСе мы наблюдаем стакеры-реклаймеры, современные закрытые ленточные конвейеры, причальные норийно-конвейерные перегружатели. Пылеобразованию препятствуют автоматические брандспойты и поливальные машины. В Одесском порту, на Платоновском молу, погрузка глины осуществляется по старинке ржавыми кранами, которые пылят при зачерпывании, переносе и выгрузке в трюм. Этот пыльный процесс происходит с подветренной стороны в 500 метрах от жилых домов, детского сада, центрального парка им. Т.Г. Шевченко, который почему то решили включить в санитарно-защитную зону.

Некоторые порты имеют огромное влияние на экономику страны, а некоторые настолько незначительны, что появляются в таблицах по грузообороту как статистическая погрешность. К примеру, порт в Скадовске принимает в последние годы 1-2  небольших судна в год и обозначен только одним ржавым краном. Скадовский порт находится в самом центре города и перерезает набережную и пляжную территорию. Дополнительную проблему для судоходства представляет мелководный Джарылгачский залив и причальные глубины 3-4 метра. Отсутствие железной дороги и грузопотоков ставит вопрос: а зачем государству содержать подобные территории? Может дать возможность муниципалитетам развивать эти территории самостоятельно, сохраняя некоторые морские функции. Открытый порт с разнообразным бизнесом – хорошая перспектива как для города, так и для порта.

Порты имеют позитивное и негативное влияние на города, в которых или около которых они находятся. Одесский и Херсонский порты находятся в историческом центре и отрезают городское пространство от воды, создают вокруг депрессивные территории. Грузовой транспорт , перевозящий сырье и фуражное зерно в порт разрушает дорожное полотно. В летнее время на асфальтированных дорогах появляются глубокие борозды от перегруженных зерновозов. В последнее время повсеместно вводятся весовые контроли, но городские дороги, ведущие в порты, ремонтировать необходимо практически ежегодно. Железнодорожный транспорт создает акустическое и вибрационное воздействие на городские кварталы. Особенно это заметно с бульвара им. Жванецкого в Одессе.

Визуальное воздействие порта создает неповторимый морской фасад, когда на причалах есть яхты, парусники, военные корабли , а на терминалах современные портовые краны. Но когда исторический город закрывают 45-ти метровые силосные башни это убивает и морской вид и морской фасад.

Кроме того, как оказалось экономическое воздействие порта на город очень слабое. Сейчас в городские бюджеты городов от находящихся в них портов поступают только доходы от аренды земли и налоги с доходов физлиц. Сумма мизерная. В Одессе доля Одесского морского порта (со всех администраций) не превышает 1%. А с вычетом затрат на ремонт городской транспортной инфраструктуры и влияния на здоровье населения (что тоже поддается оценке) вклад будет со знаком минус.

Поэтому стоит рассматривать целесообразность укрупнения существующих крупных портов и уменьшения или перенос грузовых мощностей из портов находящихся в городах. Хорошая инициатива соединить все порты Украины автодорогой могла бы стать в Одесской агломерации как вторая объездная и решила бы множество вопросов в Суворовском районе, страдающего от транзита грузового транспорта.

Дноуглубление портов – одна из самых затратных статей расхода Администрации морских портов Украины. Одесский порт постоянно нуждается в дноуглубительных работах, так как морское течение несет осадочные породы с Днепра и Южного буга. Закрытые малый Аджалыкский и Сухой лиманы не имеют речных стоков и заиливающих течений. Дноуглубительные работы и строительство глубоководных причалов решается один раз на достаточно долгое время.

Подарок транспортного цеха 

Как и многие виды работ, дноуглубление ТИС проводил за собственные средства и только сейчас эти затраты компенсирует государство из средств получаемых за судозаходы. И действительно, потоки грузов и привлечение перевозчиков формирует деятельность порта, поэтому часть денег с «карабельных» логично должна влиять на способность порта принимать крупные суда.

Современный порт невозможен без синергии с производствами. Порты обрастают заводами и фабриками. Так и вокруг ТИСа есть территории для дальнейшего развития.

Новый зерновой терминал вне территории порта с ленточным закрытым конвейером на причальный фронт

В последнее время идут разговоры о сдаче государственных портов в концессию, споры, что лучше государственное управление портами или частное. После посещения частного порта ТИС такой вопрос отпадает. То что, началось фактически с причала в 90-х усилиями одного-двух человек и выросло в современный грузовой порт – показывает эффективность частного бизнеса. Успехи частного порта ТИС в привлечении грузопотоков, в использовании современной портовой техники и новых технологий, в бережном планировании территории, развитии сухопутной транспортной инфраструктуры, прежде всего железнодорожного узла.

Please follow and like us:

Просмотров: 198

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE