ГОРОД И ПОРТ

Долгая дорога в Одесский порт

Анализ доступности Одесского морского порта для грузового автотранспорта

Введение

 Автомобильные грузоперевозки – часть городской жизни. Грузовые автомобили оказывают существенное влияние на транспортную и экологическую ситуацию, на состояние дорог. Часто на работу грузового транспорта в пределах города накладываются разнообразные ограничения. Это и ограничения массы автомобиля, и необходимость использования менее опасных экологически двигателей, и временные ограничения (по сезонам или времени суток). Все эти меры обоснованы и принимаются на основании различных исследований.

В Одессе крупнейшим оператором грузоперевозок являются предприятия, связанные с работой Одесского морского порта. Кроме увеличения потока контейнерных грузов, значительно увеличивается поток экспорта зерновых, которые в основном перевозятся автомобилями. Взаимосвязь этого грузопотока с городской средой требует анализа и оценки.

Краткая историческая справка.

Исторически планировочное развитие Одессы начиналось от территорий порта. Это естественно – порт был центром деловой жизни. Драйвером развития, как говорят сегодня.

И, конечно, маршруты, которыми различные грузы попадали в порт, проходили по городским улицам – Военный и Карантинный (Деволановский) спуски, через Водяную балку (ул.Балковская).

Рис.1. Генплан Одессы 1803 года. Карантинная и Военная балки – основные маршруты в порт

Порт развивался, появлялись новые насыпные территории, все подъезды к порту объединила ул.Приморская, ставшая пограничной между портовыми территориями и городом.

Сам порт развивался в сторону Пересыпи, и в ХХ веке основные потоки автомобильных грузоперевозок проходили со стороны ул.Балковской и Пересыпи и далее по ул.Приморской к Таможенной площади.

К концу прошлого века нагрузка на городские улицы от грузовиков стала критической, и в период с 1996 по 2009 годы портом была построена транспортная эстакада, выводящая потоки грузовых автомобилей в район «Сухого порта», размещенный в начале Хаджибеевской дороги, на границе Пересыпской промзоны и Полей орошения.

Рис.2. Размещение территорий грузового порта, «Сухого порта» и эстакады для грузового автотранспорта в современных границах города

Несмотря на возможность въезда на эстакаду в районе ул. Кутузова за Пересыпским мостом, транспортный поток сегодня проходит исключительно через территорию «Сухого порта», которой управляет компания «Евротерминал».

В последние годы маршруты движения к «Евротерминалу» неоднократно менялись. Самые удобные для водителей – через ул. Хуторская, ул. Хаджибейская дорога или через село Усатово (неоднократно перекрывались местными жителями). В итоге на этих маршрутах установлены дорожные знаки для ограничения движения большегрузного транспорта.

Въезд на эстакаду в районе ул. Кутузова сегодня перекрыт круглосуточно дежурящими местными жителями.

Действующий сегодня маршрут – по ул. Балтская дорога, ул. Ат. Чепиги и ул. Наливной на Хаджибеевскую дорогу.

Рис.3. Действующий и перекрытые маршруты движения грузового автотранспорта в порт

Часть автомобилей, едущих к Нефтяной и Рабочей гавани в районе ул. Плыгуна, сворачивают с этого маршрута на ж\д переезд и через ул. Ат. Головатого выезжают на                ул. Черноморского Казачества. Одесситы, живущие на поселке Котовского, хорошо знают это место.

Движение грузовиков со стороны Николаева также проходит через городские территории. Для выезда на Объездную дорогу автопоездам приходится проезжать через поселок Котовского.

Анализ основного маршрута движения

Сегодня грузопотоки со всех направлений  концентрируются на маршруте Объездная дорога  – ул. Балтская дор.  –  ул. Ат. Чепиги – ул. Наливная – ул.1-я линия – ул. Хаджибейская дор. – «Евротерминал».

Рис.4. Действующий маршрут движения грузового автотранспорта в порт с обозначением проблемных участков

Этот маршрут условно можно разделить на две части – ул. Балтская дорога, проходящая через районы жилой застройки, и остальная часть, проходящая преимущественно через промышленные территории города.

Ул. Атамана Чепиги – ул. Хаджибейская дорога

Часть маршрута, проходящая через промзону, имеет ряд проблемных участков, как затрудняющих движение автомобилей, так и аварийноопасных.

На приведенных схемах показаны траектории движения грузового транспорта на этих участках. Для анализа взяты габариты тягача с полуприцепом, которые чаще всего используются для перевозки контейнеров. Следует заметить, что часть грузопотока составляют автопоезда, имеющие больший габарит.

Схемы сопровождаются фотографиями,  подтверждающими проблематику.

Рис.5. Участок 1. Поворот на 90˚ и ширина полосы движения заставляет водителей выезжать на встречную полосу движения

Рис.6. Участок 2

Участок 2 характеризуется сочетанием целого ряда опасных факторов. Радиус поворота приводит к выезду на встречную полосу движения. 

Дополнительный фактор опасности – забор насосной станции, расположенный в метре от дорожного полотна и ограничивающий видимость водителям. Также здесь находится автомобильный переезд через  ж\д пути и ведущий в сторону ул. Ат. Головатого. Скопление автомобилей перед переездом создает дополнительные сложности проезда этого участка.

Рис.7. Участок 3.

Дальше по ул. Наливная дорога имеет сужение до 4.7м, связанное с размещением опор инженерных сетей – мачтой высоковольтной линии и опорой трубопровода. Фактически на этом участке невозможно двустороннее движение любых типов автомобилей.

Рис.8. Участок 4.

На участке 4 следующие один за другим повороты дороги  заставляют двигаться по встречной полосе движения на протяженном участке (около 70м).

Рис.9. Участок 5.

На первый взгляд, на участке 5 незначительная зона пересечения встречных потоков. Однако поворот находится на скоростном участке дороги. Учитывая это, радиус поворота слишком мал для предотвращения аварийноопасных ситуаций.

 Выводы по участку Ул. Атамана Чепиги – ул. Хаджибейская дорога:

  1. Здесь находятся по меньшей мере пять аварийноопасных участков, нуждающихся в планировочных корректировках.
  2. Практически на всем маршруте отсутствуют элементы улиц, предназначенные для пешеходов. Несмотря на размещение улиц в промзоне, пешеходное движение необходимо организовать в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения.
  3. От ж\д переезда по ул.Наливная до пересечения ул.Атамана Чепиги и Балтской дороги на ряде участков отсутствуют территории для полноценной реконструкции улиц. На этом маршруте следует рассмотреть необходимость и соответствие нормативной документации (НД) двустороннего движения.

Ул. Балтская дорога

Часть маршрута портовых грузоперевозок проходит через район жилой застройки. Сложных участков движения здесь практически нет, однако существуют проблемы иного характера.

Начнем с того, что «Трасування магістральних вулиць і доріг із переважним рухом транзитного і вантажного автомобільного транспорту треба здійснювати на відстані від сельбищної території..» (3, п.4.6.4.). Поток грузового автотранспорта по территории жилых районов – нарушение требований нормативной документации.

Рис.9. Участок 6.

Рис. 9 демонстрирует характерную проблему – отсутствие на всем протяжении улицы инфраструктуры для пешеходов.  Тротуары и оборудованные пешеходные переходы отсутствуют.

Рис.10. Участок 7.

Аналогичный перекресток с ул. Площадь Мичурина. Здесь находится общеобразовательная школа 1-3 ступеней №41 на 450 учащихся. Ежедневно школьникам приходится пересекать Балтскую дорогу по пешеходному переходу, ведущему от газона к луже (см. фото), и продолжать путь по обочине проезжей части.

Рис.11. Участок 8.

Рядом с перекрестком  Балтской  дороги с ул.8 марта находится мостовой переезд  через гидротехнический коллектор. Возникают сомнения в возможности его эксплуатации грузовыми автомобилями. Аналогичные конструкции в удовлетворительном состоянии позволяют проезд транспорта с нагрузкой от веса снаряженного автомобиля не более 10т.

Выводы по участку ул. Балтская дорога:

  1. Учитывая расположение улицы в жилой застройке, движение интенсивных потоков грузоперевозок запрещено нормативной документацией.
  2. Безопасная пешеходная инфраструктура отсутствует. Использование улицы как основного маршрута грузоперевозок увеличивает опасность для пешеходов. Дополнительные опасения вызывает пересечение дороги учащимися школы №41.
  3. Необходима разработка технического заключения о состоянии конструкций мостового переезда через гидротехнический коллектор. Также следует ограничить нагрузку от автотранспорта на конструкции переезда.

Общие выводы:

  1. Движение потока грузовых автомобилей по существующему маршруту проходит с нарушением норм безопасности и требований нормативной документации.
  2. Требуется реконструкция (перепланировка) отдельных участков дороги в районе ул. Наливной, Ат. Чепиги, 1-я линия с целью увеличения безопасности движения автомобилей и пешеходов. Также на этом участке необходима корректировка схемы дорожного движения.
  3. Требуется реконструкция (устройство пешеходной инфраструктуры улицы) ул. Балтская дорога в районе жилой застройки с целью увеличения безопасности пешеходов.
  4. Требуется реконструкция мостового переезда через гидротехнический коллектор и\или ограничение проезжающего грузового автотранспорта по нагрузке.

Рис.12. Участки маршрута, требующие реконструкции улицы

Требования нормативной документации к маршрутам грузоперевозок

Нормативные требования говорят о необходимости строительства нового маршрута грузоперевозок:

  1. «Трасування магістральних вулиць і доріг із переважним рухом транзитного і вантажного автомобільного транспорту треба здійснювати на відстані від сельбищної території..» (3, п.4.6.4.)
  2. «При проектуванні дорожнього одягу для автомобільних доріг, на яких у складі тран­спортних потоків очікується понад 15 % великовантажних транспортних засобів, параметри наван­таження від яких перевищують розрахункові параметри навантаження згідно з 4.3.2 (зерновозів, контейнеровозів, рефрижераторів тощо), за навантаження від розрахункового автомобіля при­значають навантаження від найважчого транспортного засобу, систематична експлуатація якого прогнозується на даному об’єкті, і на таких дорогах необхідно передбачати лише жорсткий дорожній одяг(2, п.4.3.4.)

Жорсткий дорожній одяг (цементобетонні монолітні покриття, збірні з цементобетонних плит, асфальтобетонні на основах із цементобетону) (3, п.8.11.)

  1. Нові ділянки залізничних магістралей та автомобільних доріг І-Ill категорій слід перед­бачати за межами територій, що призначені для перспективного розвитку населених пунктів. У разі неможливості такого прокладання допускається їх проходження через територію населеного пункту в наземному чи естакадному коридорах, обладнаних шумозахисними пристроями та розв’язками руху, з відповідним забезпеченням транспортних і пішохідних зв’язків між окремими частинами населених пунктів, роз’єднаних цими коридорами(1, п.10.1.5.)

Такой маршрут предусмотрен Генпланом г. Одессы . На схеме улично-дорожной сети города предусмотрена автодорога Хаджибей-2, ведущая от Объездной дороги к территории «Сухого порта». Это позволит выполнить требования нормативной документации.

Рис.13. Генплан Одессы. Фрагмент схемы улично-дорожной сети

Для этого необходимы следующие проектные мероприятия:

  1. Разработка Комплексной схемы транспорта в составе Генерального плана г. Одессы  (1, 10.2.)
  2. Разработка Комплексной схемы организации дорожного движения (1, 10.6.)
  3. Разработка Детального плана территории для проектирования автодороги Хаджибей-2

 

Составил  Чепелев Н.В., архитектор

Источники

  1. ДБН Б.2.2-12:2019 Планування і забудова територій
  2. ДБН В.2.3-4:2015 Автомобільні дороги. Споруди транспорту
  3. ДБН В.2.3-5:2018 Вулиці та дороги населених пунктів
  4. Правила дорожнього руху
  5. Материалы тематических статей из архива НБУВ
  6. Сайт ОМТП
  7. Генплан г. Одесса
Please follow and like us:

Просмотров: 3189

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE