ДНК города

ЗЕЛЕНЫЙ ПОЯС ОДЕССЫ

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Формирование  природного каркаса города Одессы по территориям, прилегающим к железной дороге и соединение существующих парков и скверов в непрерывный зеленый пояс для формирования комфортных условий и привлекательных инвестиционных площадок для строительства за пределами исторического центра.

Комфорт и разнообразие – базовые характеристики города, привлекательного для жизни. Одесса – приморский город с уникальной историей и большим потенциалом. К сожалению, по многим параметрам сейчас город находится в стадии стагнации. По данным спутниковых съемок с 1982 года город практически не развивается.  Клеверный мост на объездной дороге и насыпная часть Карантинного мола – это практически все изменения на карте Coogle Earth за почти 40 лет. К огромному сожалению на спутниковых съемках можно заметить сокращение зеленых насаждений. В советское время появились жилые массивы  «Черемушки», достаточно благополучные с точки зрения озеленения. В построенных впоследствии ж/м «Котовский» и «Таирово» уже заметно меньше растительности. Застройка последних лет Гагаринского плато и ж/м «Радужный» поражают отсутствием зеленых насаждений и социальной инфраструктуры. Мы наблюдаем рост жилой застройки и уменьшение рекреационной. Но, исходя из градостроительной документации, научный анализ этого процесса не проводился.

Рис. 1.Гагаринское плато (Фото Александра Игнатенко, 2019)

Остановимся на комфорте проживания в городе.

Озеленение степной Одессы – это огромный труд одесситов на протяжении двух столетий. Портовый город у моря был открыт степным ветрам, пыльным бурям и задыхался от изнуряющего летнего зноя.

Одним из первых, кто основательно подошел к проблеме озеленения Одессы, был Эммануил Осипович де Ришелье, один из отцов-основателей Одессы. Именно благодаря ему, со временем, Одесса стала зеленым городом. Герцог специально заказывал деревья из Италии и Франции, чтобы первым одесситам и гостям города было комфортно гулять по улицам.

Первыми «зелеными» территориями в Одессе стали Городской и Дюковский сады. Летом они помогали первым одесситам уберечься от пекущего степного солнца, а зимой – от пронзительного ветра. Первый ботанический сад был посажен, когда городу было всего лишь 25 лет.

В первых десятилетиях в Одессе имелся только один общественный сад, подаренный городу Иосифом Михайловичем Дерибасом и застройке которого сейчас препятствует общественность. Темпы озеленения были очень медленными.

Когда же поднимался северный ветер, тучи раскаленного песка и пыли заставляли одесситов задыхаться и прятаться по домам. Градоначальник Алексей Левшин в 1831 году приказал высадить на Пересыпи плантацию саженцев — 197 тысяч деревьев, чтобы их корнями укрепить песок, а район оживить зеленью.

Позднее был обустроен обширный бульвар по линии бывшего оборонительного рва. Этот так называемый Внешний бульвар широким кольцом опоясал центральную часть города, от Херсонского спуска до бывшей крепости. Фрагменты озеленения мы можем наблюдать в скверах расположенных  между улицами Старопортофранковской и Мечникова.

Сегодня общая площадь Одессы — 237 квадратных километров, площадь зеленых насаждений — 10,4 кв. км. Всего лишь около 5% территории занимают парки и скверы. Согласно Генеральному плану города при норме зеленых насаждений общего пользования в 12 квадратных метров на одного городского жителя, в Одессе на одного человека фактически приходится менее 7 квадратных метров. Это катастрофически мало!  Согласно рейтинга по индексу зеленых насаждений Green View Index процент зеленых насаждений в структуре города составляет от 21% в первой десятке комфортных городов (Рис.2). Возможно, стоит скептически относиться к таким цифрам из-за разных методик подсчета, но результаты не в пользу Одессы и мы наблюдаем явный недостаток рекреационных территорий во многих районах даже без сложных исследований.

Рис. 2. Рейтинг городов по индексу зеленых насаждений (Green View Index).

Любой городской житель знает, что в летнее время некоторые участки города превращаются чуть ли не в раскаленную печь. В городском пространстве появляются так называемые тепловые острова, то есть источники концентрированного теплового излучения, в роли которых могут выступать асфальтированные поверхности дорог, стены зданий, промышленные объекты, транспорт и системы кондиционирования, сбрасывающие в атмосферу излишки тепловой энергии.

В городах средняя температура воздуха может быть на 4-5 градусов выше, чем в сельской местности, от чего страдают, в первую очередь, пожилые горожане, а также флора и фауна. Асфальтирование или применение иных типов улично-дорожного покрытия (пресловутой плитки) прерывает естественную циркуляцию воды, выпадающей на землю в виде осадков, что создает в городе нездоровую атмосферу и негативно сказывается на степени биологического разнообразия.

При этом в каждом большом городе необходимо создавать большие рекреационные зоны (парки, сады, скверы), где жители могут отдохнуть, подышать свежим воздухом, покататься на велосипедах или совершить пешие прогулки.

Зеленые посадки очищают воздушный бассейн города от вредных примесей, задерживают пыль, сдерживают ветра, поглощают шум и обогащают воздух кислородом.

Основные аспекты развития градостроительства в ХХI веке связаны с необходимостью создания моделей устойчивого развития городов, согласующихся с природой и защищающих ее для будущих поколений. Изменение климата и повышение среднегодовой температуры – это те вызовы, которые необходимо решать в ближайшее время. Создание зеленого каркаса города на регенерируемых промышленных территориях улучшает  комфорт проживания в городах, а создание новых транспортных связей повышает мобильность населения.

Возможность жить возле моря и  с легкостью передвигаться по городу – попадать на работу и домой или еще куда-нибудь – является для человека важным фактором повседневного ощущения благополучия.

Сосредоточение людей в городских агломерациях позволяет городам и регионам достичь значительной экономии на масштабе, но может также привести к издержкам, включающим шум, пробки и загрязнение воздуха. Такие глобальные вызовы, как изменение климата и истощение ресурсов, по-разному проявляются в различных регионах и требуют новых, инновационных ответов.

Ассоциация архитекторов Одессы, совместно с Одесской государственной  академией строительства и архитектуры и Одесским государственным  экологическим университетом  предложила идею создания «Зеленого пояса Одессы».

Основными градостроительными проблемами Одессы, по нашему мнению, являются: 

– нехватка рекреационных территорий (50% от ДБН);

– точечная застройка высотными жилыми домами исторического центра;

– неравномерная плотность застройки;

– отсутствие современного общественного транспорта и интермодальных пересадочных узлов.

В разрабатываемой на кафедре градостроительства АХИ ОГАСА концепции «Зеленый пояс Одессы» предполагается решить проблемы Одессы с применением инновационных решений в городском планировании.

Рис. 3. Формирование природного каркаса «Зеленый пояс Одессы»

Предпосылками проекта стали спутниковые снимки тепловой карты Одессы, где наиболее раскаленные территории соответствуют массивам застройки, где отсутствуют зеленая растительность, а именно территория ул. Балковской, завода «Краян» и ж/д станции «Восточная».

В результате предварительных исследований было установлено, что наиболее перспективным для создания природного каркаса являются территории, локализованные вокруг железной дороги. Исторически сложилось так, что железнодорожная ветка в Одессе заходит с севера и огибает его историческую часть, что создало в настоящее время пояс депрессивных территорий, состоящих из неработающих промышленных предприятий и складских территорий,  малоэтажного  жилого сектора.

Проект «Зеленый пояс Одессы» предполагает создание непрерывного кольца из парков, скверов и зеленых коридоров вокруг исторического центра города, соединив Греческий и Стамбульские скверы, центральный парк им Т.Г.Шевченко, парк «Юбилейный» на склонах, парк Победы, Артиллерийский парк, скверы им.  Г. Гамова, парк Савицкого и Дюковский.

В «Зеленом поясе» предлагается создать условия для безбарьерного перемещения пешеходов и велосипедистов. Для удобного перемещения в пределах пояса предполагается разместить несколько интермодальных остановочных комплексов электрического  транспорта (городская электричка, трамвай, монорельс). Созданные условия комфорта  и новая транспортная инфраструктура вызовет интерес у инвесторов к строительству жилых комплексов на границе «Зеленого пояса».

Одним из знаковых событий, логически связанных с этой идеей, стал Всеукраинский конкурс по склонам бульвара Жванецкого, расположенного в «Зеленом поясе Одессы». Новый парк станет естественным продолжением Стамбульского и Греческого парка, расположенных на морском фасаде города (см. рис.4.). Для ААО это был первый опыт организации архитектурного конкурса с городскими структурами.

Рис. 4. Конкурсный проект по склонам бульвара Жванецкого (1 место)

Реализация этого градостроительного проекта может способствовать не просто созданию удобной городской среды, но и решению куда более сложной и перспективной задачи, а именно, адаптации Одессы к новым климатическим условиям, особенностью которых является более резкий перепад температур и более резкие переходы от влажности и холода к жаре и сухости.

Проект предназначен для активных горожан, студентов различных вузов, сообществ, представителей власти, бизнес-структур, СМИ, для всех заинтересованных в устойчивом развитии Одессы. В городе есть множество заинтересованных участников процесса управления, разнообразных деловых и коммерческих групп со своими экономическими интересами. Этот исследовательский проект позволит внести изменения в генплан города и стать отправной точкой для многих инвестиционных проектов. Помимо социальной направленности он может стать новой экономической парадигмой для строительных компаний. Борьба за ценные территории, локализированные возле побережья, практически закончилась – везде, где бы возможно и невозможно построены высотные дома. Создание рекреационного кольца вокруг исторического центра города позволит поднять ценность территорий за его пределами и привлечь на депрессивные территории инвесторов. В идеале, исторический центр Одессы останется целостным архитектурным комплексом, сформированным  на рубеже 19-20 веков, без высотной застройки.

Но каким бы ни был подход, для успешного выполнения планов всегда необходимы сильная политическая воля, наличие партнерств с участием всех заинтересованных сторон, а также наличие трех ключевых компонентов реализации:

прозрачная правовая база;

рациональное и гибкое городское планирование и проектирование;

финансовый план для обеспечения экономической доступности и эффективности с точки зрения затрат.

И, конечно же, любые урбанистические проекты, любые попытки сделать городское пространство более современным и комфортным, не могут реализовываться без участия самой широкой общественности.

Please follow and like us:

Просмотров: 4912

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE