ДНК города

Кризис пространственного развития Одессы. Краткий обзор.

Введение.

Сложившаяся ситуация в области городского планирования, эксплуатации и развитии территорий –
критическая. Системность кризиса подтверждают многочисленные примеры:
Обрушения исторической застройки;
Пожары;
Неконтролируемая высотная застройка исторических районов и рекреационных территорий;
Уменьшение количества озеленения, падения деревьев;
Конфликтная эксплуатация городских территорий, в том числе улиц, парков и пляжей;
Коррупционные скандалы.
В обзоре перечислены основные причины кризиса управленческих и социальных институтов и
градостроительной политики. Многие из них носят общенациональный характер, однако оказывают
сильное влияние на проблематику обзора.
Также перечислены основные пути выхода из кризиса.
В заключение описана программа, направленная на улучшение градостроительной ситуации в
Одессе.

Причины кризиса.

Кризис управленческих и социальных институтов:
  1. Коррупция
Практически во всех областях, связанных с планировочным развитием, присутствует
коррупционная составляющая. Это, с одной стороны, служит барьером для ведения бизнеса, с
другой – ведет к присвоению бюджетных средств.
  1. Строительное/бизнес лобби и аффилированные с ним чиновники
Неправомерные решения в пользу передачи земель, застройки и использования городских
территорий принимаются группами заинтересованных лиц как в исполнительных органах, так и
в городском совете.
  1. Несовершенство законодательной и нормативной базы
Противоречия в законах и нормах, возможность двоякого толкования отдельных положений,
высокая частота изменений законодательной базы – поле для манипулирования
недобросовестными представителями власти, как в городе, так и на уровне министерств и
ведомств.
  1. Неэффективная и устаревшая система управления
  • Отсутствие реформ в системе управления позволяют группам, перечисленным в п.1-3,
эффективно функционировать. Учитывая, что речь о высокопоставленных чиновниках,
от которых зависит ход реформ, неудивительно, что проводятся исключительно
формальные мероприятия.
  • Низкая мотивация рядовых чиновников. Маленькие зарплаты, хаос в системе
управления и нетерпимость к инициативе ведут к формальному и малоэффективному
исполнению служебных обязанностей.
  • Дефицит квалифицированных сотрудников. Перечисленные в предыдущем пункте
причины приводят также к нежеланию специалистов работать в органах местной
власти.
  • Нет эффективного взаимодействия между различными городскими структурами
  1. Неэффективная работа контролирующих органов, правоохранительной и судебной
системы
Государственные институты, которые должны реагировать на нарушения, неэффективны по
причинам, перечисленным в п.1-4. Сегодня они – один из инструментов, который используется
в интересах недобросовестных групп бизнес\чиновники.
  1. Отсутствие прозрачности управления и диалога с общественностью
Сложившаяся система не заинтересована в ведении эффективного диалога с
представителями громады, развития местных сообществ, в контроле своей деятельности.
Общественные, экспертные и консультативные советы при различных управлениях
за редкими исключениями не работают. Общественные обсуждения проектов на территории города практически не проводятся. В случае, если того требует закон, проводятся формальные мероприятия. Под видом диалога используются непрозрачные процедуры вроде «сбор предложений», «рабочие
группы» и т.п.
  1. Низкий уровень общественного контроля
Уровень развития гражданского сообщества – низкий. Немногочисленные группы активных
одесситов не в состоянии эффективно противостоять незаконным процессам без поддержки
государственных институтов и горожан. Вместе с тем недобросовестными группами
бизнес\чиновники активно используются некоторые общественные организации и для
лоббирования своих интересов и имитации общественной поддержки, и для
дискредитации институтов гражданского сообщества.
  1. Низкая эффективность сотрудничества с областными и государственными органами
управления. Как по вышеперечисленным причинам, так и в результате ситуативного
политического противостояния.
 
Экономическая составляющая кризисных явлений:
  1. Отсутствие инвестиционной привлекательности для бизнеса. Пункты, перечисленные ранее, а
также нестабильное экономическое развитие страны, приводят к повышенным рискам и сложностям
для инвестирования в городское развитие.
  1. Экономический кризис не позволяет жителям города нести финансовую ответственность. В
первую очередь это касается содержания многоквартирных домов, техническое состояние
которых ухудшается, и благоустройства придомовых территорий.
  1. Использование возможностей государственных и зарубежных программ финансирования – на низком уровне.
Практически нет привлечения средств, направленных на развитие программ совместного
финансирования. Разработка и внедрение подобных программ на местном уровне также
малоэффективно.
  1. Эффективность расходования средств бюджета в областях, связанных с темой анализа,
вызывает обоснованные сомнения.
Несостоятельность градостроительной политики:
  1. Кризис общегородской инфраструктуры.
Точечная высотная застройка исторического центра, массовая застройка и уплотнение
отдельных районов привела к нехватке социальной инфраструктуры, чрезмерной нагрузке
на отдельных участках дорожно-транспортной сети, проблемам с инженерными сетями,
опасностью нестабильности геологических и гидрогеологических процессов.
  1. Критическое состояние жилого фонда.
Историческая застройка – в аварийном и предаварийном состоянии. Панельная застройка
1960-80 годов – на пределе сроков эксплуатации. Маневренный фонд практически
отсутствует. Эффективные методы решения проблемы не разработаны.
  1. Проблемы рекреационных территорий и экологии.
Парковые и санаторно-курортные земли застраиваются. Уровень зеленых насаждений
общего пользования – в разы ниже нормативного. Срок жизни большого количества
деревьев в городских условиях – предельный. Одесса – в числе лидеров в стране по
уровню загрязненности воздуха. Системных эффективных программ по экомониторингу и улучшению экологической ситуации нет.
  1. Низкая эффективность использования городских территорий.
Аренда городских земель под автостоянки, МАФы, пляжные услуги, летние расширения
кафе и т.п. не приносит значительных доходов в бюджет города. Деятельность арендаторов,
часто с нарушениями, приводит к значительным неудобствам жителей и вызывает конфликты и протесты.
  1. Отсутствие эффективных инструментов взаимодействия с собственниками зданий и земельных участков.
Собственники зданий нередко сознательно доводят их до разрушения или не имеют возможности для содержания зданий. Это приводит к снижению качества городской среды и угрожает безопасности жителей. Как пример – Деволановский спуск. Инструментов влияния на недобросовестных собственников нет.
  1. Отсутствие действенных местных правил застройки и эксплуатации.
На местном уровне возможно принятие решений, регламентирующих строительную, планировочную деятельность и использование городских территорий. Существующие правила нуждаются в корректировке.
  1. Отсутствие стратегии планировочного развития города.
Существующая система градостроительной документации несовершенна и не отвечает
требованиям развития современного города. До корректировки Генплана и Зонинга
Одессы необходимо разработать и принять как основной документ – Стратегию устойчивого развития городских территорий.
  1. Отсутствие мониторинга и статистических данных в различных областях городской жизни, связанных с планировочным развитием.
Для разработки эффективных программ, комплексных схем и стратегий точность и
актуальность данных имеет определяющее значение. Данные Генплана во многом не
отражают реальность.
 
  1. Проблемы охраны памятников культурного наследия и исторической городской среды.
Для Одессы сохранение архитектурно-градостроительного наследия – один из ключевых
факторов развития. Сегодня в городе нет эффективных стратегий и институтов для
реализации этого направления.
 

Программа по улучшению градостроительной ситуации.

Решение многих проблем и вызовов в сфере планировочного развития города возможны только при
совместной работе различных городских структур, поддержке исполнительного и законодательного
корпуса на национальном уровне. В данном разделе речь пойдет о мерах, непосредственно связанных
с градостроительной сферой.
 
  1. Разработка Стратегии устойчивого развития Одессы и Стратегии пространственного развития Одессы как ее составляющей.
Для качественного развития и изменения городской среды необходимо четко понимать
направления и приоритеты не только градостроительной, но и экономической,
социальной, культурной политики. В Одессе принят ряд стратегий (Стратегия развития
Одессы до 2022 года, Стратегия 5Т), однако они не несут прикладного значения.
Стратегия устойчивого развития Одессы должна стать определяющим для развития
города документом. Она должна базироваться на ряде исследований, анализов,
построенных моделей и реальных статистических данных.
Как результат работы над Стратегией – внести корректировки в градостроительную
документацию – Генплан и Зонинг Одессы, историко-архитектурный опорный план.
 
  1. В процессе работы над Стратегией пространственного развития Одессы
необходимо разрабатывать и внедрять городские программы, направленные на
решение вопросов, требующих немедленных мер реагирования:
  • Сохранение и реновация исторической городской среды
  • Развитие рекреационных территорий и улучшение экологической ситуации
  • Комфорт и эффективное использование территорий города
  • Качественное изменение пешеходно-транспортной инфраструктуры и
оптимизация улично-дорожной сети
  • Повышение качества социальной инфраструктуры
  • Качество инженерной инфраструктуры
Каждый из вопросов требует ряда мер в реформировании систем управления,
инвестиций, организации научно-исследовательской и проектной работы,
юридическом сопровождении и привлечении городских сообществ.
  1. Специфика управленческого аппарата города и отдельных его подразделений не позволяет на начальных этапах построить эффективную структуру по реализации
градостроительной реформы. Целесообразно создание структуры, которая возьмет на
себя функции по сбору данных, проведению исследований, разработке программ в
сфере пространственного развития – Агентство пространственного развития
Одессы. В любой форме, которая позволит привлекать внебюджетные средства для
решения текущих задач, сможет координировать работу городских управлений, эффективно
вести работу с проектно-исследовательскими, общественными организациями и
жителями города.
  1. Для получения качественных решений в сфере пространственного развития важно участие жителей города в процессе разработки и внедрения пилотных программ, предпроектных исследований, разработке проектов реновации, благоустройства и т.п. Для этого необходимо внедрять программы, повышающие уровень вовлеченности и заинтересованности горожан в процессах городского развития.
  2. Необходимы меры для эффективного диалога с профессиональным сообществом в областях строительства и городского планирования, реставрации, инжиниринга с целью экспертного сотрудничества. Город также заинтересован в росте профессионального уровня специалистов и качества профессионального образования.
 

Этапы проведения программы

  1. Первоочередные меры (до 1 года)
  • Аудит решений в сфере градостроительства и использования городских территорий, меры по исправлению
  • Создание Агентства пространственного развития Одессы, разработка
программы действий Агентства.
  • Разработка и запуск пилотных программ в критических направлениях (ремонт и
реновация, рекреация, транспортная, социальная и инженерная инфраструктура)
  • Разработка и принятие муниципальных Правил и Рекомендаций в сфере
эксплуатации территорий города (пляжи, парки, улицы, историческая среда и т.п.).
 
  1. Программы и мероприятия на этапе до 3-х лет.
  • На основе исследований и результатов пилотных программ запуск системных
Программ улучшения качества жилья и городской инфраструктуры.
  • Разработка необходимых статистических исследований, анализов
градостроительной сферы, комплексных схем (транспортной, рекреационной и
т.п.)
  • Утверждение критериев застройки и реновации территорий
 
  1. Итоговый этап – 5 лет
  • Принятие Стратегии устойчивого развития Одессы
и Стратегии пространственного развития Одессы
  • Глубокая корректировка Генплана и Зонинга Одессы, , историко-архитектурного
опорного плана, с учетом принятых Стратегий и критериев качества
планировочного развития
  • Действующие программы улучшения качества городской среды
 

Основная задача городской политики в области пространственного развития – создание эффективной инфраструктуры, критериев застройки и реновации территорий Одессы ради благоприятного социального и инвестиционного климата, создания комфортной городской среды.

Фото Алексей Костржицкий

 

Please follow and like us:

Просмотров: 810

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE