ГОРОД И ПОРТ

Столкновение эгрегоров на интерфейсе город-порт

«эгрегор» — энерго-информационная структура,
изначально возникающая из сонаправленных эмоций и мыслей группы людей,
объединённой общей идеей, энерго-информационный объект в тонком мире,
связанный с определёнными состояниями людей, идеями, желаниями, стремлениями

Морская позиция

В Одессе прошла международная транспортная неделя, на которой впервые был организован круглый стол  «Морские города». Организаторами выступили Ассоциация Архитекторов Одессы, Одесский национальный морской университет, Институт морехозяйства и предпринимательства. Большинство присутствующих представляли морехозяйственную отрасль. Одной из предложенных тем для обсуждения стала презентация ААО «Деградация или регенерация? Конфликт стратегий развития прибрежной территории в Одессе».

Основные тезисы:

  • развитие грузового порта, перевалка насыпных грузов и увеличение транспортной нагрузки в центре города-миллионника ведет к деградации системы город-порт;
  • порт, переваливающий сырье и не имеющий связанных производств занимает самую ценную территорию города. Любой другой бизнес будет приносить больше городу денег, чем нынешние 1,5 % (90 млн грн) от бюджета города (6 500 млн грн);
  • более 100 городов мира пошли по пути реновации портовых территорий и от переноса грузового порта только выиграли. Город получает выход к воде, общественную и рекреационную зону, развивает диверсифицированный бизнес. Грузовой порт перемещается на более глубокие воды, модернизируется и обновляет транспортные связи, тем самым увеличивает свою рентабельность.

Для портовиков, а большинство присутствующих представляло людей старшего возраста, важна стабильность системы – на первом месте зарплаты и пенсии. Горизонт планирования в 30 лет они не рассматривают. Как обеспечить социальные гарантии  и сохранить кол-во рабочих мест в современном порту, когда внедрение автоматизации в ближайшем будущем  практически обнуляет занятость низкоквалифицированного персонала? На этот вопрос вряд ли ответит министр инфраструктуры, согласовывающий увеличение насыпной  перевалки через Одесский порт.

 

Вид с Пересыпского моста на Одесский порт

Городские идеи

В тоже время в архитектурно-художественном  институте ОГАСА проходят защиты дипломов, где молодые архитекторы представляют свое видение будущего Одессы. Город будущего, по мнению дипломников должен быть комфортен и разнообразен.  На кафедре градостроительства ежегодно три-четыре диплома связаны с регенерацией  портовой территории от Пересыпи и до Карантинного мола. Как правило, эти проекты предполагают постепенное замещение производственной функции на общественную и рекреационную.

В этом году отлично защитили свои проекты три дипломника:

Проект Галины Симы  в границах Практической и Заводской гавани до бульвара Жванецкого отражает общую тенденцию регенерации портовых территорий. С исторической части города формируются визуальные оси, открывающие вид на Одесский залив. С Военного спуска воссоздается пешеходная часть к гавани. Тупиковые улицы, выходящие на бульвар Жванецкого, продлеваются к морю в виде лестниц и пешеходных мостов. Часть транзитного автомобильного движения уводится под землю. На территориях, занятых сейчас зерновыми терминалами и разрушенными корпусами вдоль улицы Приморской, формируются современные кварталы жилой и общественной застройки с малой этажностью. Подобные проекты сейчас в законченной стадии можно увидеть в Осло и Мальме, в активном строительстве бывшие грузовые терминалы Хельсинки. На постсоветском пространстве на этом пути старый порт Таллина, в котором состоялся международный конкурс по регенерации порта и победителем стала фирма Захи Хадид.

 

Фрагмент проекта Галины Симы (рук. Савицкая О.С, Киселева А.В., Халин В.В.)

Проект Олега Агафонова  в границах Военного и Платоновского мола также предполагает изменение функционального назначения портовой зоны. Промышленные портовые мощности переносятся в соседние порты – Черноморский и Южный.

Для организации безбарьерной среды предлагается заглубить Приморскую улицу под землю в границах Военного и Польского спуска, организовать соединение морского терминала и Потемкинской лестницы с помощью пешеходного моста с боковой стороны одного из маршей и удобных пандусов для спуска к морю.

По участку транспортное движение осуществляется на электро и вело транспорте, как и обслуживание запроектированной застройки. Организуются подземные паркинги, прилегающие к Приморской улице.

Скоростной трамвай автор разместил по линии существующих железнодорожных путей, часть которых демонтируется. Новая линия электротранспорта соединит северные районы города с общегородской сетью от Пересыпского моста до Парка Шевченко, огибая его по Лидеровскому бульвару.

Важная роль в проекте отводится морскому транспорту, курсирующего вдоль побережья Одессы.

 

Фрагмент проекта Олега Агафонова (рук. Савицкая О.С., Халин В.В.)

Проект Анастасии Татаренко (рук. Савицкая О.С, Румилец Т.С.) предполагает на Карантинном молу и прибрежной портовой территории бывшего СРЗ-2 создать общественную и рекреационную зону, построить новый  стадион «Черноморец» и воссоздать Австрийский пляж по юго-западной стороне Карантинного мола. Не многие знают, что до 1947 года территория порта была открытой для жителей города, а на австрийский пляж ходил автобус от Греческой площади.

Инвестиционная привлекательность концепции состоит в насыщении зданиями и территориями с различными функциями: стадион для спорта и многолюдных мероприятий, морской зоопарк с видами местной фауны, культурно-образовательные здания для обучения, проведения семинаров и лекций, общественного использования, возрождение Австрийского пляжа, устройство причалов для катеров и яхт, причал для пассажирских судов, смотровая площадка, современные детские игровые зоны, предприятия общественного питания.

Бионические формы зданий с эксплуатируемыми зелеными кровлями создают холмистый ландшафт и являются продолжением рекреационной зоны парка Шевченко с удобными спусками с плато.

 

Фрагмент проекта Анастасии Татаренко (рук. Савицкая О.С, Румилец Т.С.)

Все эти проекты отражают взгляд молодого поколения на Одессу, возможно спорный и местами наивный, но они предлагают сделать город  привлекательным и разнообразным. Город, в котором хочется жить, а не уехать. Мечты молодых архитекторов формируют новую общую идею, позитивный эгрегор, направленный на улучшение системы взаимоотношений города и порта.

Please follow and like us:

Просмотров: 930

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial