РЕ ФОРУМ

ОДЕССКИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫЕ МАСТЕРСКИЕ

ЦЕЛИ:

Комплексная и обоснованная научно-реставрационная деятельность.

СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ:

Создание Историко-Культурного заповедника “Историческая Одесса” и “Одесских Реставрационных Мастерских” – организации, состоящей из: а) принимающего решения Совета, б) организационно-исполняющего Бюро и в) постоянных специализированных Реставрационных Бригад.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Историко-культурный заповедник

Центральная часть города (примерно в границах Порто-Франко) выделяется в Историко-культурный заповедник с особым Коллегиальным архитектурно-историческим управлением (“Совет двадцати” например, или “Совет пятидесяти”). Наличие большого числа памятников архитектуры и ценность именно самой среды и атмосферы старого города – требует принципиально иного подхода к сохранению и развитию “интерьера города” и несколько других правил регулирования застройки, чем в таких районах города как Черемушки или поселок Котовского, где подобные правила могут быть проще и не такими строгими.

Коммунальное хозяйство, транспорт, вывоз мусора, даже деление на районы города с соответствующими административными функциями остаются прежними общегородскими, – особые правила действуют только в области охраны исторических объектов – мощения, ворот, старинных решеток и т.д.

Это не значит, что путь всему новому и современному в исторический центр будет закрыт. Самый главный принцип действия в историческом центре должен звучать так – “Не навредить”. Если новое не требует сноса и разрушения старинного – оно разрешено. Если новое не вторгается чем-то инородным и не разрушает сложившийся образ – оно разрешено. Печальный пример вторжения в историческую среду с разрушением сложившегося образа – гостиница “Одесса” на морском вокзале (визуально присутствующая на Екатерининской площади), и новые офисные многоэтажки на Греческой площади на месте снесенных исторических зданий. Положительные примеры наполнения и оживления городской среды старого города – многие кафе, рестораны и магазины, выдержанные более или менее в историческом стиле; многие новые памятники и современные элементы городского дизайна.

Также должен быть создан Историко-архитектурный заповедник на основе ряда кварталов на Молдаванке. Определенные районы на Французском бульваре и на Фонтане также требуют охраны как уникальные исторически сложившиеся районы с характерными историческими и культурными особенностями планировки и застройки, присущими нашему городу.

2. Коллегиальность

Все принципиальные решения по изменениям в черте Историко-культурного заповедника (снос здания, строительство нового здания, проект по реконструкции памятника архитектуры) принимаются пропорциональным голосованием по принципу трех третей:

а) Совет, состоящий из известных одесситов – историки, краеведы, художники, артисты, известные интеллектуалы (но ни в коем случае не политики, предприниматели или архитекторы – архитекторы должны соревноваться представляя свои проекты, а не оценивая коллег, причем часто из чисто корыстных побуждений оценивая),

б) представители международных организаций по сохранению культурного наследия (например, представитель от ЮНЕСКО, руководитель реставрационных мастерских во Флоренции и т.д. – не конкретная личность, но представитель организации),

в) и также на основе социологического опроса горожан.

Такая система управления должна исключить возможность подкупа, коррупции, криминального давления и кулуарности. А также исключить опасность для исторического облика города от произвола отдельной личности.

3. Непрерывность работы

Постоянно работающие специализированные бригады реставраторов. Например, бригада, работающая над восстановлением и ремонтом мостовых из брусчатки; бригады по реставрации лепки; бригада по восстановлению деревянных частей исторических зданий и т.д.

Одной из первейших задач следует считать защиту исторических зданий центра Одессы от воды. Прохудившиеся системы отведения воды с крыш разрушают карнизы и отделку фасадов, а вода в подвалах разрушает фундаменты. Защищенные от воды, исторические здания центра могут спокойно дожидаться своей очереди на тщательную и основательную реставрацию.

Участие зарубежных специалистов. Есть много хороших специализированных фирм и специалистов, занимающихся реставрацией на высоком профессиональном уровне и с привлечением современных технологий сохранения и восстановления камня и дерева.

4. Прозрачность

Вся документация и финансовая отчетность (доходы, расходы, зарплаты, объемы выполненных работ и адреса объектов с указанием исполнителей и их зарплат; количества израсходованных материалов, цен на них и фирм поставщиков) выкладываются на сайте для всеобщего обозрения, общественного контроля, замечаний и предложений с периодичностью, например, раз в месяц.

5. Самоокупаемость (Стремление к самоокупаемости)

Часть отреставрированных исторических объектов и памятников архитектуры (зданий и помещений, а может и кварталов) находится в собственности города и сдаются в аренду с определенными ограничительными условиями на изменение их облика. Средства от арендной платы идут на поддержание в надлежащем виде зданий- памятников и на реставрацию других зданий-памятников и на вовлечение их в эту систему самоокупаемой реставрационной деятельности.

В таких помещениях и зданиях могут находиться представительские офисы, магазины, кафе, гостиницы, сдаваемые в аренду квартиры, иностранные представительства и даже частное жилье и т.д.

На каждый такой объект должен быть составлен паспорт с обозначением и фотофиксацией охраняемых и неподлежащих изменению элементов, – например: а) ворота, б) мощение двора, в) входные двери, г) перила лестницы, д) лепка потолков и т.д.

Сохраненное и отреставрированное здание или помещение, тем не менее, для дальнейшего эффективного использования обеспечивается самым современным инженерно техническим оборудованием (отопление, электроснабжение, телекоммуникации).

6. Теория “Живого Квартала”

Создание “Квартала реставрационных мастерских” на основе одного из кварталов старого города (а может нескольких), где будут находиться все реставрационные мастерские, небольшие музеи с примерами выполненных работ или спасенными историческими объектами, выставочные залы различных художественных направления и т.д. Сам внешний облик квартала должен стать первым примером комплексного подхода в работе Реставрационных мастерских. Живая жизнь города должна присутствовать в квартале – кафе, магазинчики, артистические ресторанчики, бутики, художественные салоны и офисы по сторонам квартала (а может и нескольких) и в обустроенных и оформленных внутриквартальных пространствах (частично крытые стеклянными крышами дворы и переходы по примеру стеклянных пассажей), и просто оставшиеся жилые квартиры – должны перемежаться в этом пространстве и создавать нового качества уровень среды жизни в историческом городе.

Многие исторические артефакты города уже требуют защиты и перенесения в музейные помещения. Например исторические мраморные скульптуры (Лаокоон у Археологического музея, Дети и лягушка у бывшего Английского клуба, Амур и Психея в Пале-Рояле и некоторые другие) , находящиеся под открытым небом, давно следовало бы заменить копиями из современных композитных материалов, имитирующих натуральный мрамор, а сами их перенести в помещения. Так поступили с Давидом Микеланджело во Флоренции.

7. Проектирование на конкурсной основе

Все проекты для исторического центра создаются только на конкурсной основе.

8. Реставрационные Мастерские создают инфраструктуру и среду,

– в которую уже заходит и работает бизнес.

Городу требуется создать также инвестиционную план-схему для исторических районов города, на которой были бы обозначены ограничения по высотности, по пятну застройки и функциональному наполнению (жилье, парковая зона и т.д.) новой застройки.

Из важнейших мероприятий по сохранению и развитию города следует отметить еще два момента:

Создание гуманного генерального плана развития Одессы, созданного с пониманием духа и истории города*. Такой генеральный план, конечно же, должен создаваться в Одессе. Естественно с привлечением зарубежного опыта и специалистов.

* Раньше в Одессе существовало подразделение института Одесгражданпроект, постоянно занимавшееся генеральным планом города.

Создание нового современного престижного делового центра с привлекательной инфраструктурой вне исторического центра города по примеру района Дефанс в Париже и других подобных. Центру города остается вполне достаточно функций: администрация города, представительские офисы, культурные учреждения, торговля и жилье. Убрав с исторических кварталов нагрузку из функций современного делового центра, можно уберечь структуру старого города от деформаций, вызванного вторжением высотных офисных зданий, современного жилья и чрезмерных потоков транспорта. Располагаться Новый деловой центр города может на Пересыпи, где находятся громадные заброшенные территории не работающих уже предприятий.

Преимущества такого расположения:

  1. близость к историческому центру;
  2. наличие больших свободных пространств;
  3. возможность создания новой морской набережной.

Разработал: архитектор Токолов Сергей,

участник ААО

тел. 066 8093477, e-mail: tokolov@yahoo.com

Please follow and like us:

Просмотров: 1329

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE