РЕ ФОРУМ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ В РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ

Перед городскими институтами возникает ряд вопросов, которые необходимо решить для гармонизации исторических объектов и современной застройки.

«Для чего нужно сохранять и реставрировать здания ушедшей эпохи, многие из которых утратили свое функциональное предназначение, когда дешевле снести и построить новое – удобное и прибыльное?» Это типовое размышление бизнеса и результаты мы видим в построенных объектах и в проектах, выносящихся на обсуждение в профильные консультационные советы.

«Зачем тратить на реставрацию зданий бюджетные средства, когда есть много насущных проблем? Дороги, общественный транспорт, строительство школ и спортивных площадок, социальная помощь – для поднятия рейтинга более весомые позиции». Такие мысли наверняка посещают муниципальные власти.

«Почему средства городского бюджета направляются на реставрацию исторических зданий принадлежащих частным собственникам, которые теперь по закону несут всю финансовую нагрузку, как и мы?» Так, возможно, рассуждают жители спальных районов.

Как мы видим, векторы различных институтов не способствуют реставрации исторического центра. Необходимо создавать такие институциональные механизмы и новые модели сотрудничества, при которых на эти вопросы будут убедительные ответы.

Основное решение активизации исторической городской среды  находится в соблюдении принципа синергетичности, где важно не только физическое сохранение или восстановление архитектурных памятников, но и привлечение его к современной городской жизни с учетом градостроительных, социальных и экономических факторов.

С 1998 г. в Великобритании осуществляется поддержка со всех уровней власти на привлечение частного капитала на развитие творческой индустрии, обеспечивающей комплексное сочетание туризма, посещение памятников истории культуры, музеев, различных фестивалей и т.д. Только в Лондоне существует более 20 профильных общественных объединений.

Доля туристического бизнеса в ВВП Германии 4%, он опередил знаменитое немецкое машиностроение и, при этом, больше чем весь ВВП Украины. В некоторых развитых странах доля туристических услуг достигает 10%. В Украине она составляет до 1,5% и незначительна даже к мизерному ВВП, который по данным за 2017 год меньше ВВП Судана.

Большинство государств мира, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристского продукта. При этом основными конкурентами выступают не страны, а города. Муниципалитеты этих городов принимают нестандартные решения и выигрывают.

Что делать Одессе, которая и при плановой экономике Советского Союза не отличалась наличием развитого производственного сектора, но имела узнаваемую городскую идентичность во всем мире, благодаря её активным и предприимчивым жителям. Торговля и сфера услуг всегда были основой процветания города. Город, построенный европейскими архитекторами, и сейчас отличается целостным архитектурным обликом исторического центра, сформированного в 19-м веке.

Одесса, за последние два десятилетия упустила множество шансов для развития туризма, такие как:

  • строительство мирового хаба (крупнейший аэропорт мира открыт недавно в Турции);
  • регенерация портовой территории (процесс, происходящий во всех крупных городах мира);
  • запуск круизного туризма, как начальной или конечной точки средиземноморских маршрутов (были и такие предложения от мировых круизных операторов).

Разрушение исторического центра, точечная жилая высотная застройка  – это следующий шаг в стагнации городской экономики.

Собственно говоря, именно исторический центр и великолепные здания – тот последний ресурс, который позволит  развивать сектор туристских услуг и взаимосвязанных отраслей. При этом необходимо искать все законные методы для привлечения бизнеса. Реставрация ради реставрации, как это бы кощунственно не звучало, нецелесообразна и нежизнеспособна из-за недостаточности бюджетного финансирования. Городской бюджет может выдержать реставрацию одного-двух зданий в год, например, таких как архиважные памятники архитектуры  как  Воронцовский Дворец или Дом Руссова. При наличии в Одессе более 700 зданий памятников архитектуры и 4-х тысяч исторических зданий, такой подход ведет в энтропии – они распадутся на атомы скорее, чем до них дойдет очередь.  Существующий физический износ исторических зданий подталкивает на скороспелые решения, некоторые из них похожи на покраску ногтей при гангрене.

Необходимо разрабатывать новые модели государственно частного партнерства (ГЧП), переосмысливать функциональное назначение некоторых зданий. Предлагать бизнесу вкладывать средства в исторический центр на взаимовыгодных условиях.

При этом проекты реставрации должны быть сбалансированы так, чтобы стать выгодными для обеих сторон – и публичной, и частной.

Частная сторона получает возможность выполнить подрядные работы, вложить средства и получить доходность на инвестируемый капитал, а публичная сторона – решить важную для общества задачу и добиться положительного социального эффекта.

Инициатива должна исходить от органов государственного и муниципального управления, т.к. именно они являются определяющим звеном в цепочке мер по обеспечению сохранности памятников истории и культуры (определение объекта, выработка мер сохранения памятника культурного наследия в процессе его эксплуатации, определение способов привлекательности для привлечения инвестиций бизнеса и т.д.). При этом, все понимают, что ресурсы и возможности государственных структур ограничены. Поэтому для подготовки инициатив, разработки муниципальных программ и методик необходимо привлекать профессиональное сообщество, общественные институты, которые уравновешивают иногда различные векторы бизнеса и власти.

Существующее законодательство позволяет искать новые решения. Такие модели сейчас  апробируются на инфраструктурных объектах (например, в государственных портах). Для реализации проектов ГЧП в отношении объектов культурного наследия можно использовать следующие организационно-правовые модели:

а) концессия

Организационная схема концессионной модели следующая:

  • Управления, являющиеся собственником объекта культурного наследия, проводит конкурс на выбор частного партнера. Концессионное соглашение, как правило, заключается на достаточно продолжительный срок (от 10 до 50 лет) для обеспечения окупаемости проекта;
  • финансовая организация выдает победителю концессионного конкурса целевой кредит, и проект развивается по схеме проектного финансирования. Обеспечение кредита осуществляется государственными гарантиями;
  • концессионер осуществляет реконструкцию, реставрацию объекта концессии, строительство необходимой инфраструктуры, принимает объект концессии на свой баланс на праве владения и пользования, эксплуатирует, получает прибыль, возвращает кредит.

б) долгосрочное бюджетное обязательство

Реализация проекта ГЧП по данной модели осуществляется в следующем порядке:

  • орган государственной власти принимает решение о реконструкции, реставрации объекта культурного наследия, строительстве необходимой инфраструктуры, а также определяет график финансирования проекта из бюджета, например, на 40 лет;
  • орган государственной власти проводит конкурс на размещение госзаказа на выполнение предусмотренных мероприятий и работ в порядке о государственных закупках и заключает государственный контракт на выполнение этих работ;
  • выигравшая конкурс организация получает кредит в банке и выполняет предусмотренные работы за короткий срок;
  • в качестве обеспечения исполнения обязательств перед победителем конкурса и банком на реконструированные и построенные объекты оформляется залог, также могут выдаваться государственные гарантии;
  • орган государственной власти передает объект для эксплуатации профильной организации (государственному учреждению), при этом прибыль поступает в бюджет (муниципалитета) для погашения долга по государственному контракту перед подрядчиком. Подрядчик возвращает кредит банку.

Государственно-частное партнерствоконцессии или соглашения о ГЧП – один из важнейших механизмов привлечения внебюджетных финансовых источников для реализации значимых инфраструктурных и социальных проектов.

Эти модели необходимо тщательно прорабатывать. Объединяя проектные предложения в целесообразные коммерческо-привлекательные пакеты на уровне квартала, улицы, что даст возможность комплексно подходить к реставрации и получать возможность увеличивать рентабельность бизнеса за счет реконструкции и модернизации зданий, не относящихся к памятникам архитектуры.

С одной стороны, город и жители получат красивый отреставрированный памятник, открытый для посещения. С другой стороны, инвестор создаст объекты, которые позволит ему получать доход.

Этот вопрос нужно решать комплексно и на научной основе, с привлечением квалифицированных специалистов и разных источников финансирования.

Начинать надо с создания институционального механизма, способного генерировать идеи и запускать процессы, при этом совмещать в себе все городские институты и гармонизировать векторы: бизнес, власть, общество.

 Ассоциации архитекторов Одессы предлагает создать Муниципальную Академию культурного наследия, основные цели и задачи которой:

  • участие в разработке муниципальных программ по сохранению объектов культурного наследия;
  • создание веб-сервиса открытых данных и его наполнение информацией   по объектам культурного наследия,  памятникам истории  и другим памятным местам, зданиям и сооружениям города;
  • создание реставрационной мастерской, практической базы подготовки технического персонала;
  • создание лаборатории для исследования материалов, апробирования инновационных разработок и методик;
  • подготовка профессиональных реставраторов;
  • создание брендов памятников и городов. Это позволяет привлекать туристов и зарабатывать деньги в местные бюджеты, которые несут расходы по ремонтным и реставрационным работам;
  • инициация и активное участие в укреплении связей с реставрационными и научными организациями других городов, стран, через создание научно-реставрационно – образовательных центров, ассоциаций и некоммерческих партнерств, проведении конкурсов и выставок, развитие издательской деятельности.

Организационная форма Академии – неприбыльное общественное объединение

Источники финансирования – международные фонды, гранты, государственный и муниципальный бюджет, благотворительные взносы

Но основной источник финансирования – привлечение частного бизнеса, который может стать основным локомотивом формирования культурно-исторического ареала города, включающего не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания. Существующее законодательство позволяет неприбыльным организациям заниматься предпринимательской деятельностью, привлекать к работе специалистов, иметь штат сотрудников, с условием, что полученная прибыль не распределяется среди учредителей, а остается на развитие профильной деятельности.

Естественно, что предложенные задачи не решаются моментально, создание подобного институционального механизма потребует времени, но может, стоит все-таки попытаться…

Please follow and like us:

Просмотров: 332

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE