ДНК города РЕ ФОРУМ

Особенности архитектуры жилых домов Одессы XIX века

Предисловие

Статья была написана в конце 1980-х годов, т.е., в период Перестройки в СССР. В те годы оживился интерес к историческому контексту городской среды, к творческому осмыслению архитектуры и градостроительства на фоне тотального “серийного домостроения”. Публикую без правок (журнал “Строительство и архитектура” Киев. 1988 г.). Думаю, многие аспекты этой статьи и сегодня актуальны.

Изучение вопросов возникновения и развития индивидуальных особенностей архитектурно-художественного облика наших исторических городов имеет первостепенное значение в проектной практике. Именно отсюда исходят корни преемственности старого и нового, сохранения архитектурного наследия и тактичного включения в него современных зданий.

Появившиеся, примерно, в одно время (конец XVIII в.) южные приморские города Украины: Николаев, Херсон и Одесса несут отпечаток общей культуры, под воздействием которой они создавались и росли. Основание этих городов совпало с расцветом русского классицизма, опиравшегося в своих художественных исканиях, главным образом, на античные образцы Древней Греции и Рима. Благоприятные природно-климатические условия, близость моря, «дух античности» этого края – все служило прекрасной почвой для осуществления задуманного. Постепенно на первое место среди черноморских городов вышла Одесса, сыгравшая ведущую роль как в экономическом, так и в культурном развитии юга Украины. Одесса застраивалась по плану Ф . Деволана (1794 г.). Основополагающим принципом формирования архитектурно-художественного облика жилых кварталов города была стилистика русского классицизма. Это отразилось как в композиции жилых домов, их фасадах, структуре, раскрытии фронта застройки, так и в самом генплане города, который представляет собой две прямоугольные сетки улиц, смещенные относительно друг друга на 45°. Такая композиция раскрывала улицы в сторону моря, улучшая проветриваемость и инсоляцию кварталов, а также усиливала художественный эффект. Важным фактором, оказавшим влияние на архитектурный облик городской застройки, является многонациональный состав населения.

Рис. 1

Для интенсификации развития торговли и экономики края правительство привлекало иностранных купцов: греков, итальянцев, сербов и др. [1]. Поэтому в этническом отношении население Одессы представляло довольно пеструю картину, хотя преобладающим всегда оставалось славянское (русские, украинцы) население. Среди первых архитекторов города, наряду с русскими (И. С. Козлов, А. Мельников и др.), работали итальянские мастера Ф. Фраполли, К. Далаква, Ф. Боффо, Ф. Моранди и др. Они переносили на новую почву те архитектурные приемы, которые широко применялись в странах Южной Европы: перистильные композиции жилых домов, аркады, открытые веранды (рис. 1).

На характер застройки Одессы повлияли также климато­географические особенности причерноморского побережья. Мягкая непродолжительная зима, большое количество солнечных дней в году, непосредственная близость моря, создающего определенный микроклимат в прибрежной зоне, позволяли активно использовать летние открытые помещения (веранды, галереи, лоджии), озеленение, раскрытие квартир в сторону дворового пространства. Одесса, как и некоторые другие новые города Причерноморья, имела несколько иной социально-экономический путь развития, нежели большинство городов Российской империи. Здесь основным населением были представители третьего сословия: торговцы, мещане. Дворяне составляли не более 5 % [2]. Это оказало влияние на формирование жилой среды, внося демократичность в характер застройки примерно одинаковые размеры кварталов (60 Х 50 и 60 Х 70 саженей), которые делились на равные участки (от 10 до 16 ед.) в зависимости от престижности района; равнозначность жилых и деловых улиц [3]. Участки тесно примыкали друг к другу, фронт застройки был практически непрерывным, поэтому интенсивно осваивалось и внутриквартальное пространство.

Наиболее ранние из сохранившихся зданий в Одессе – дома по Красному (бывш. Греческому) переулку. Этот тип дома был довольно распространен в первые годы строительства [4]. Район Красного переулка и прилегающих улиц площади Греческого базара населялся колонистами – выходцами из Греции. Их жилье, несущее черты балканской архитектуры, представляет собой двухэтажные дома с маленькими (до 50 м2) внутренними двориками, наружными открытыми деревянными галереями, длинными балконами и верандами. В центре двора или несколько в стороне размещался колодец-цистерна для сбора и сохранения дождевой воды (рис. 2).

Рис. 2 План жилого дома «греческого типа». Нач. XIX в.

Существенное влияние на жилищное строительство оказали дома-особняки, возводимые по «образцовым проектам». Это были первые типовые одно-двухэтажные дома с воротами посередине. Второй период архитектурно­ градостроительного развития Одессы продолжался с 20-х до 50-х годов XIХ в. В периметральной застройке кварталов получили распространение галерейные и секционные дома с внутренними перистильными дворами. Развитие такого типа жилища шло по двум направлениям. Первое – эволюция дома «греческого» типа в доходный дом-атриум. Второе – пространственно-временное развитие особняков типа «образцовый дом». Внутриквартальный участок первоначально застраивался отдельной секцией дома-особняка, выходящей на красную линию. Остальная площадь участка использовалась жителями для хозяйственно-бытовых нужд, садово-огородного хозяйства. Со временем к уличной секции дома с одной или двух фланкирующих сторон пристраивали флигели, развивая жилое образование, получившее при этом П- или Г-образную форму в глубь участка. Там четвертая сторона замыкалась хозяйственными постройками или вплотную примыкала к стене смежного дома (рис. 3). Таким образом, создавалась замкнутая жилая структура с внутренним двором, в который были ориентированы квартиры. Летние открытые помещения и затененный внутренний двор предохраняли жилье от перегрева. Дворовое пространство аккумулировало ночью дневное тепло, а в утренние часы ночную прохладу. Использование внутреннего двора как своеобразного терморегулятора издавна характерно для южного жилища. В частности, этот прием широко применялся еще в античных поселениях Северного Причерноморья [5].

Рис.3 Проект пристройки к дому по ул. Греческой. архитектор Ф. Боффо, 1832 г.: 1. Старое строение 2. Новая постройка 3. Границы земельных наделов

Обозревая период с конца XVIII до 70-х годов XIX в., можно определить общие черты, характерные для архитектуры жилых кварталов города. Под влиянием стилевых канонов русского классицизма, традиций зодчества балканских стран, Крыма, Южной Европы, под воздействием природно­климатических факторов, а также особенностей социально­ экономического развития в XIX в. сформировался традиционный для Одессы тип жилища, имеющий трехчастную структурную систему: жилая ячейка – дом – двор. Такая система обеспечивала максимальное использование придомового пространства для отдыха, хозяйственно-бытовых нужд, садоводства, позволяла осуществлять плавный переход от внешней среды к внутреннему пространству помещений, улучшала микроклимат жилища. Замкнутые дворы исключали транзит случайных пешеходов, что способствовало интенсивному освоению придомовых территорий. Двор служил центром общественной жизни дома, жители которого составляли своеобразный микросоциум. Трехчастная система дома – характерная архитектурно-художественная особенность одесского жилища. Сгруппированные вокруг центрального двора фасады домов с их галереями, верандами, балконами, интегрирующими внешнее пространство и интерьеры квартир, несут определенный художественный колорит (рис. 4, 5).

Рис. 4
Рис. 5 План жилого дома. Сер. XIX в.

В центре двора устраивали колодец или сооружали в стене напротив парадного входа декоративную водозаборную колонку, небольшой фонтан. Широко практиковалось включение в благоустройство палисадников, беседок, скульптур. Въезд во двор акцентировался по фасаду балконами, эркерами, декоративными деталями; подъезды имели рельефы и росписи. В последней трети XIX в. Одессу охватил строительный бум – она становится третьим по величине и значению городом России. Рост цен на землю, стремление получить максимальную выгоду от эксплуатации недвижимости вынуждали заказчиков интенсивно использовать земельные наделы. В центральной части города малоэтажные дома галерейного типа вытеснялись доходными домами с мансардами, полуподвальными помещениями и узкими дворами-колодцами в 4-6 этажей. Затесненность дворов не позволяла активно использовать их, ухудшала инсоляцию, аэрацию и освещенность квартир. Однако традиции архитектурно-художественной организации дворового пространства сохранялись и в этих условиях: дома по-прежнему имели главный, преимущественно парадный фасад и более сдержанный в отделке дворовой. Двор оставался ядром социальной жизни дома, хотя его рекреационные функции уступали место хозяйственно-бытовым. Лишь сохраняя планировочную структуру исторической жилой среды как генетический код города и совершенствуя ее с учетом современных требований, можно найти правильный подход к формированию нового жилища в условиях реконструкции исторических кварталов Одессы.

Список литературы:

  1. Одесса 1794-1894. К 100-летию города. – Издание городского общественного управления. – Одесса. 1895. – С.16.
  2. Там же. – С.58
  3. Тимофеенко В.И. Формирование градостроительной культуры юга Украины. – К.; Наук.думка. 1986. – С. 153-247.
  4. Де-Рибас А. Старая Одесса. – Книжный магазин Г. Руссо. – Одесса, 1913. – С.306.
  5. Крыжицкий С.Д. Жилые дома античных домов Северного Причерноморья (VI в. до н.э. – IV в. н.э.). – К.; Наук. думка. 1982. – С.165
Please follow and like us:

Просмотров: 847

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial