ДНК города

Архитектура здесь больше не живёт

канд. арх. Греков А.С.

С 1 января 2019 г. градостроительный расчет больше не является обязательным документом для получения градостроительных условий и ограничений.

Такое решение принял законодатель, внеся изменения в абзац 6 части 3 ст.29 ЗУ “О регулировании градостроительной деятельности” .
С этого года органы архитектуры и градостроительства не имеют права требовать от заказчика градостроительный расчет, как одного из обоснований намерений застройки земельного участка. До настоящего времени градостроительный расчет был единственным документом, который в самой приблизительной форме давал представление о том, что появится в наших населенных пунктах после оформления застройщиком всех документов на строительство.

Напомним, что изначально, с 2011 г., когда стартовала реформа в сфере архитектуры и градостроительства с вступлением в силу Закона “О регулировании градостроительной деятельности” (Закон), градостроительные условия содержали, как обязательное приложение, графическую часть. При подаче документов застройщик обязан был обосновать свои намерения застройки т.н. градостроительным расчетом. Форма и содержание такого градрасчета никаким нормативным документом не регламентировались. Но, по умолчанию, он был по форме и содержанию тождественен эскизному проекту. Никакого расчета, тем более градостроительного, там и в помине не было. Но, зато был генплан на масштабированной геоподоснове, планы, фасады, разрезы, описательная часть (пояснительная записка).

Позднее и эта несовершенная форма иллюстрации проектируемого объекта была ещё более упрощена: согласно Приказа Минрегионбуд № 135 от 31.05.2017 г. графическое приложение к градостроительным условиям было признано лишним, а технико-экономические параметры объекта – ненужными (см. статью на сайте  ААО “Архитектура как излишество”). Правда, градостроительный расчет все ещё требовался. Мало того, если намерения застройки, выраженные в градостроительном расчете, не соответствовали требованиям градостроительной документации, то органы архитектуры и градостроительства могли отказать в выдаче градостроительных условий и ограничений.

До настоящего времени градостроительный расчет был единственным документом, который в самой приблизительной форме давал представление о том, что будет в результате построено.

Теперь всё просто, необходимо лишь написать заявление, приложить копию гражданского паспорта, копию документов на земельный участок/недвижимое имущество, выкопировку из топоплана М 1:2000 (представляете, что можно разобрать в таком масштабе, при намерениях строительства, например, встроенного нежилого помещения кв. метров на 30-40 или надстройки мансарды в жилом доме кв. метров на 50!) и, наконец, выписку из Государственного земельного кадастра. Вот и все документы, что от вас требуются независимо от того, пристраиваете ли балкон-веранду к своей квартире или намерены возвести многосекционный жилой дом повышенной этажности. В исторической городской среде или в промрайоне, на побережье или жилом микрорайоне среди “хрущевок”.

В результате оформляются “градостроительные условия и ограничения”, в которых перечислены все нормы, которые следует учесть при проектировании объекта. Отметим, что сертифицированный проектировщик и так обязан этими нормами руководствоваться. Правда, до настоящего времени имеются некоторые противоречия с новыми\старыми ДБН .Больше ничего в этом документе о будущем объекте архитектуры вы не узнаете: ни количества квартир, ни количества парковочных мест, ни площади помещений и т.п. А внешний вид объекта органы архитектуры смогут увидеть спустя много времени, только тогда, когда объект будет уже построен и будут завершены наружные отделочные работы. Никому, кроме проектировщика и заказчика, согласно поправок к Закону, неведомы будут параметры и внешний вид здания, пока его не построят строительные бригады застройщика. Органам архитектурно-строительного контроля (в которых ничего архитектурного отродясь не было) очень трудно будет понять какой объект обозначен в новой форме градусловий, а какой построен и готовится к сдаче в эксплуатацию. Зато у заказчика теперь появляется масса вариантов обойти “условия и ограничения” органов архитектуры. Добавьте сюда ещё путаницу с отменой и возвратом в действие ДБН 360-92** и у застройщика руки развязываются полностью. А об архитектурно-художественных и композиционных качествах таких объектов можно и не вспоминать.

 

 

Градусловия по новой форме раздаются по всей стране без всякого учета архитектурного облика и индивидуальных особенностей наших населенных пунктов от Сум до Ровно, от Мариуполя до Измаила. Они, практически, все однотипны и безлики. Напоминают справку из ЖЭКа об отсутствии\наличии тепломеров в доме. Меняется только адрес и имя заказчика. Выдавать такие справки может любой секретарь, освоивший среднее образование. Подписывать справки должен начальник, у которого образование должно быть, конечно, чуть повыше. Не обязательно архитектурное.

При этом, мы понимаем, что проведение архитектурных конкурсов у нас в стране происходит очень тяжело (практически не происходит), а если происходит, то в основном на объекты благоустройства (общественные пространства). Архитектурно-градостроительные советы в обязательном порядке рассматривают только документацию пространственного планирования (градостроительную документацию), а проекты отдельных зданий – только по желанию заказчика (единицы).

Теперь легко представить, при таком положении вещей в области архитектуры, во что превратятся наши города. Массовая индустриальная застройка советских городов 1950-80-х годов нам покажется Ренессансом зодчества ХХ в.

Пока не понятно, кому принадлежит эта инициатива по внесению изменений в Закон и с кем она обсуждалась, почему к обсуждению этого вопроса не привлекалась архитектурная общественность. Очевидно, что она на руку крупным строительным лобби, которые и раньше обеспечивали себе вполне лояльные изменения в законодательство.

Похоже, что специальность “архитектура” становится невостребованной и заменяется менеджерами по строительству жилых и торговых площадей. Органы архитектуры и градостроительства могут перейди в ранг отделов (секторов) при ЖКХ, а органы госархстройконтроля придется переименовать, удалив из названия три лишних буквы “арх”.

 

При отсутствии развитой практики проведения архитектурных конкурсов и пассивной роли Архитектурно-градостроительных советов, рассматривающих проекты отдельных зданий – только по желанию заказчика, роль архитектора в современном развитии наших городов становится второстепенной и ещё ниже.

Please follow and like us:

Просмотров: 2096

2 thoughts on “Архитектура здесь больше не живёт

  1. В предыдущей редакции ЗУ, градрасчет тоже не определял внешний вид здания- инвестиционные намерения только лишь. Поэтому сильно ничего не изменилось. А раньше, заказчик мог принести в качестве градрасчета красоту писаную, получить градусловия, получить декларацию, и построить в определенных габаритах что-то совершенно другое, и механизма привлечь его к ответственности не было, т. к. в градусловиях внешний вид не определяется, а образу здания, который содержится в градрасчете он придерживаться не должен.

    1. Поэтому мы предлагаем внести изменения не только в некоторые законодательные акты, но и в саму форму и порядок выдачи ГУО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE