Архитектурные конкурсы ДНК города

Про Летний в Горсаду или искусство жить в городе.

Вводная часть. Для тех, кто не в курсе.

За последние две недели произошло несколько событий, касающихся территории Летнего театра в Горсаду:

  1. Возникла инициативная группа, которая предлагает на этом месте восстановить концертную площадку и сделать фудкорт. 

Группа активистов, которая уже год проводит события и субботники на территории, презентовала результаты соцопроса, проведенного среди одесситов, по проблематике Летнего

И предложила свою концепцию, решенную как парковая зона, с местами для публичных выступлений.

На одном из одесских каналов прошло ток-шоу, в котором были представители не только вышеперечисленных групп, но и глава фракции партии большинства в горсовете. Там все озвучили свое отношение к проблеме и сошлись на том, что нужен диалог

Группы и альбомы в фейсбуке, посвященные Летнему, в которых можно найти информацию о происходящем – 1  2   3   4

Что же будет с Летним театром дальше? Как и кому нужно действовать? Попробуем разобраться.

Юридические и градостроительные подробности.

Краткая экскурсия по происходящему с Летним за последние два года. Информация взята из открытых источников.

Два года назад,  на сессии Одесского горсовета от 07.12.2016 принято решение № 1492-VII, в котором земля отдается в аренду собственнику строений, расположенных на территории, на 15 лет.

16.01.2017 выдаются градусловия и ограничения (ГУО):

Что интересно, аренда уже на 49 лет:

ГУО выданы под строительство 8-этажного административного здания (театрально-торгово-развлекательного комплекса) :

К концу 2017 года все согласования проекта и экспертизы собственником пройдены, и киевская Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСИ) выдает разрешение на строительство:

Это разрешение стало первой информацией о намерениях собственника, опубликованной в открытом доступе. Следующая информация – о разрешении на удаление зеленых насаждений, расположенных на участке появилась в это же время. Понимание того, что в Горсаду  разрешено строительство ТРЦ, вызвало массовые протесты и привело в итоге к сносу ворот на территорию.

Представитель собственника во время протестов заявлял, что никакого строительства не планируется. Это же заявлял мэр.

На сегодняшний день:

  1. Собственник вместе с ГАСИ судятся с прокуратурой, которая отменила разрешение на строительство восьмиэтажного здания.
  2. Мэр заявил на последней сессии, что никакого строительства на этой территории не допустит.
  3. Активисты уже год проводят уборку и мероприятия в Летнем. Кто-то считает, что успешно. Кто-то – что территория продолжает приходить в упадок.
  4. Они же при поддержке немногих депутатов горсовета требуют выкупа собственности в пользу громады и устройства там парковой зоны. Большинство депутатов на сессии не поддержали это требование.

 

Для того, чтобы понять, что же можно делать на этой территории, ответим на вопрос, является ли Летний театр частью Городского сада и парковой зоной.

Градостроительная документация противоречива:

Согласно Генплану это зона общественной и жилой застройки. Зонинг говорит – это не Городской сад (Р-1, рекреационная зона природно-заповедного фонда), но рекреационная зона озелененных территорий общего пользования (Р-3).   На Историко-архитектурном опорном плане границы Городского сада не обозначены.

Однако 24.11.2017 на заседании Консультационного совета по вопросам культурного наследия Одесской области границы Городского сада были уточнены. И территория Летнего театра в них входит. Экспертный совет Минкульта эти границы подтвердил:

Это значит, что Летний театр – часть памятника садово-паркового искусства, памятника архитектуры и градостроительства Городской сад. И режим использования территории тут – Р-1, рекреационная зона природно-заповедного фонда.

Это значит, что тут могут быть только  «.. об’єкти, території яких включені до переліку ПЗФ та існували на момент розроблення Зонінгу». То есть никаких ТРЦ, да и вообще никаких капитальных сооружений, кроме тех, что существовали. И те «потребують спеціального дозволу або погодження».

В ИАОП говорится – «На всіх територіях зони охоронюваного ландшафту забороняється будівництво капітальних будівель, споруд.. та інші будівельні і земляні роботи, не пов’язані з охороною, регенерацією та відновленням охоронюваного ландшафту..».

Летний сегодня.

События годичной давности четко показывают – одесситов не устраивает застройка этой территории. Летний театр воспринимается как часть Городского сада, со всеми ограничениями использования территории, которые из этого следуют.

Снос ворот – это не только и не столько хулиганство или самоуправство. Это декларация. О том, что одесситы не согласны отдавать часть Горсада под застройку.

Мало того, активисты не ограничились фактом открытия территории. Они взяли на себя ответственность за приведение территории в порядок. И за год сделали очень большой объем работ  по уборке и благоустройству этого места. Там регулярно проводятся различные публичные мероприятия, выставки.

Позиция активистов четкая – территория Летнего должна быть частью Горсада, доступной для всех. Функциями территории могут быть только функции, присущие общественным и парковым пространствам.

Решение, которое они предлагают – отмена договора аренды горсоветом и выкуп городом у собственника строений, расположенных на территории. Затем – благоустройство парковой зоны. Это решение поддерживает меньшая часть депутатов горсовета. Точнее, двенадцать из них.

Большинство одесситов согласны с тем, что площадка должна быть в собственности города:

Большинство депутатов против этого. Аргументируя это тем, что такое решение лоббируется собственником, который хочет продать неликвидную на сегодняшний день недвижимость за счет городского бюджета. И вообще такая процедура крайне проблематична в существующем правовом поле.

 

Другая инициативная группа одесситов за иной вариант развития событий. Их предложение – восстановление концертной площадки, устройство на территории некого количества кафе и точек общественного питания с фудкортом. Это может сделать как собственник\арендатор земли, так и другой инвестор в рамках субаренды.

Их аргументация следующая:

  1. В нынешнем виде территория в упадке, несмотря на усилия активистов. Находиться там небезопасно из-за аварийных конструкций, мусора и маргиналов, которые там собираются в темное время суток.
  2. Город нуждается в открытой концертной площадке, в которой зрители и артисты будут защищены от непогоды. Таких в Одессе нет.
  3. Это можно сделать только за счет инвестора. Но так как сама по себе концертная площадка убыточна, необходимо часть территории отдать под фудкорт, который и будет зарабатывать средства для содержания территории, возврата инвестиций и проведения бесплатных концертов.
  4. Территория будет общедоступной, с озеленением, детской площадкой, выставочными зонами.
  5. В пример ставится практика Зеленого театра, где все вышеперечисленное присутствует в той или иной мере

С чем не согласны противники этого предложения:

  1. Собственник продолжает отстаивать в суде право на застройку территории. В течении года он не сделал ничего для содержания площадки. Такой позицией он скомпрометировал себя как добросовестный арендатор. Поэтому любое решение путем продолжения аренды сегодняшнего собственника или субаренды у него же воспринимается как попытка закрепить позиции с перспективой дальнейшей застройки.
  2. Зона фудкортов, по их мнению, будет являться основной функцией территории. Количества существующих кафе и ресторанов в Горсаду более чем достаточно.
  3. Из самой тихой части Горсада, как сегодня, территория превратится в самую шумную. И для отдыхающих, которые ищут в парке тишины и уединения, такого места не будет.
  4. Для концертной площадки вместимостью 1400 мест (о чем говорят авторы идеи) территории Летнего недостаточно. Если учитывать все современные требования концертных площадок и нормы проектирования.
  5. Сооружение для защиты зрительного зала от осадков будет, при таких размерах, формально капитальной конструкцией. Что на территории Горсада недопустимо по памятникоохранным нормам.

 

Фактически ситуация близка к патовой.

  1. Собственник продолжает отстаивать право на застройку в суде. Никаких заявлений о сложившейся ситуации, кроме тех, что были во время протестов осенью 2017, не было. Тогда было заявлено, что строительство не планируется. Налицо несоответствие поступков и заявлений.
  2. Городская власть в лице мэра заявляет, что никакого строительства не допустит. Глава фракции ДД говорит о том, что между городом и собственником велись переговоры, и собственник согласен использовать территорию иным, чем ТРЦ, образом. И ждет предложений. О расторжении договора аренды и выкупе построек городом речь идти не может.
  3. Представители общественности имеют разные взгляды на решение проблемы. Одесситы, по результатам соцопроса, допускают концертное пространство, но не согласны на дополнительные коммерческие функции территории (общепит, торговля):
  • Все заявляют, что нужен диалог. Все говорят о том, что необходимо искать компромиссное решение. Но пока что встречи и обсуждения по проблематике территории ни представители собственника, ни городских властей не посещают.
  • Налицо недоверие всех заинтересованных групп друг к другу.

Летний. Что дальше?

Есть определенный алгоритм выхода из сложившейся ситуации:

  1. Собственнику необходимо отказаться от желания построить ТРЦ на территории. Путем отказа от декларации на строительные работы по утвержденному проекту. И от судов по этому поводу. Причем не на словах.
  2. Городу необходимо взять на себя модерацию ситуации. Конечно, это непривычно для чиновников, но без обсуждения проблемы путем круглых столов, публичных дискуссий, и т.п. вряд ли можно обойтись.
  3. Результатом этих обсуждений должна стать концепция использования территории, с которой согласятся все. Компромиссная концепция. Обоснованная как экономически, так и социально.
  4. На базе этой концепции нужно сформировать техническое задание на проектирование. Которое станет основой для открытого архитектурного конкурса. Заказчиком конкурса, при договоренности с собственником, может стать город.
  5. Конкурс нужно провести открыто и прозрачно, это возможно.
  6. Проект, полученный в результате работы победителя, опубликовать до получения разрешений на строительные работы на территории.

 

Конечно, подобные действия возможны только при желании всех сторон в разрешении ситуации.

Бизнесу придется понять, что одобрение городскими сообществами – необходимая составляющая процесса.

Городским властям придется научиться, для эффективной работы, вести диалог с общественниками.

Активистам придется научиться идти на компромиссные решения.

 

И не обвиняйте автора в идеализме, пожалуйста. Такой формат принятия важных для города решений придет, рано или поздно. Лучше раньше.

Please follow and like us:

Просмотров: 1808

1 thought on “Про Летний в Горсаду или искусство жить в городе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE