РЕ ФОРУМ

Открытое письмо по колоннаде Воронцовского дворца

Ассоциация архитекторов Одессы видит острую необходимость высказать свое мнение и обозначить вопросы к заказчикам, проектантам и производителям работ по поводу вопиющей ситуации, которая произошла в нашем городе с реставрацией памятника архитектуры национального значения «Колоннадой (Бельведером) Воронцовского дворца», построенной по проекту архитектора Ф.К. Боффо в 1826-1828 г.г.

Вся общественность города с вниманием и воодушевлением наблюдала за ходом реставрационных работ которые были начаты в апреле 2017 г. (http://omr.gov.ua/ru/news/94543/), а после сезонной консервации возобновились в мае 2018 г.

«Зазначимо, що в 2017 р. на підготовчі роботи з міського бюджету було виділено близько 5 млн грн, а в 2018 р.  на реставраційні роботи (облицювання стелобатної частини піщаником, облаштування пішохідної зони гранітом, покриття покрівлі сланцем, тощо ) згідно плана виділено 25 млн грн.» (Джерело – http://omr.gov.ua/ru/news/107155/ ).

От нашей общественной организации ААО в предреставрационных исследованиях Колоннады на добровольной основе принимал участие арх. Андрей Черненко, который еще со студенческой скамьи под руководством академика, зав. кафедрой реставрации и реконструкции ОИСИ Лысенко В.А. детально изучал этот памятник архитектуры, являющийся одной из самых ярких визитных карточек города Одессы.

Для полноценной реставрации была произведена расчистка до  стабильного и аутентичного слоя, было произведено два вида работ: полевые и архивные. Была детально изучена  сложная  комбинированная система перекрытия колоннады. Были исследованы  деревянные элементы, их износ, которых составил около 70% и не из-за старости или погодных условий, а из-за неправильной технологии ремонтов – был перекрыт доступ воздуха к ним для вентилирования…

Отчётом о проделанной работе стала подробная выставка проведённая ко Дню Города в Доме учёных. Вся общественность города с гордостью наблюдала за этими событиями, всех приятно удивило качество исторических исследований проведенных под руководством Анатолия Изотова.

Неоднократно руководители проекта и представители  подрядчика единодушно заявляли, что Воронцовская  колоннада не претерпит изменений – во время реставрационных работ будут использованы все аутентичные материалы. Дизайн архитектурного памятника будет полностью восстановлен и сохранен.

Проектантом – ООО НПЦ «Экострой» (ЄДРПОУ 23209234, директор: Суханов Владимир Геннадьевич).

Подрядчиком выступает ООО «Одесакоммунэкология» (ЄДРПОУ 34995861, директор – Щербакова Тетьяна Всеволодовна)

В конце августа прошлого стало известно, что проектная организация готовит решение по замене деревянных конструкции – дерево решили заменить на  ж/б. Изотов и Черненко добиваются запрета на использование железобетона и подтверждения восстановления аутентичной системы кровли. В.Г. Сухановым было озвучено подтверждение принятого  решения. Дереву быть. В свою очередь главный инженер проекта НПЦ «Экострой» Сергей Тихонюк и представитель генерального подрядчика Максим Игнатьев во время встречи с общественностью заявили: “Балки перекрытия реставраторы пообещали оставить деревянными. Хотя существует вероятность замены части элементов на железобетон, но тогда будет приниматься отдельное решение, которое отразится в проекте. Связано это с тем, что часть балок пришла в негодность – стала трухлявой. В Украине крепкой древесины нужного диаметра и качества, выдержанной в автоклаве, нет. Купить ее можно в России или Канаде, а это может обойтись очень дорого.”  (http://odessa-life.od.ua).

Но всего через несколько недель небезразличные одесситы заметили активность на площадке и подняли тревогу. Около колоннады работала строительная техника. Это было хорошо видно и на онлайн камере, установленной на здании Воронцовского дворца.

Намерения реставраторов заменить материал конструкции кровли антаблемента с древесины на бетон сразу же привели к недовольству и обеспокоенности одесских этнографов, культурологов, независимых экспертов и местных жителей.  Следующие шаги подрядчика доказали, что их обещания не верны. Это подтверждает тот факт, что на 25 июля, рабочие подрядчика залили железобетонную балку, которая жестко закрепляет двадцать колонн бельведера.  Это было сделано ночью, вероятно с целью предотвратить  действия общественности, отступая от утвержденного проекта реставрации и без разрешения Министерства культуры на изменения проекта.

Итак, на протяжении всего года, вместо того, чтобы осуществлять реставрационные работы, подрядная организация провела их  замену на осуществление полной реконструкции, сфальсифицирована и проектно-сметная документация. Другими словами памятник архитектуры национального значения превращается в новодел. Действия так называемых «реставраторов» уничтожают весь комплекс колоннады Боффо, который в своем первоначальном виде сохранился почти 200 лет.

Вся конструкция Колоннады (и это не ошибка Воронцова, его архитекторов, инженеров или строителей) была выполнена шарнирно-оперто. Даже капители на вершине колонн не были жестко закреплены. Балки из лиственницы кроме природной гибкости тоже были шарнирно соединены друг с другом. Любое жёсткое соединение заставляет работать элементы конструкции вместе. Таким образом, при ветровых и сейсмических колебаниях при жестком сопряжении балки с колонной обеспечивается совместность их деформаций и перемещений в узле сопряжения и возможность передачи изгибающего момента от балки на колонну. А так как балка и колонна состоят из разных материалов, то их прочностные характеристики тоже разняться. Другими словами при определённых нагрузках бетонный пояс выдержит, а колонна, выполненная из ракушечника, лопнет.

Совершенный пробел в знаниях реставрационных работ очевиден как у рядового гражданина, так и у профессионала. И если первого можно назвать всего лишь невеждой, то второй, взявшись за незнакомую область и идущий на поводу у единовременной экономической выгоды, совершает преступление.

Мы, участники Ассоциации архитекторов Одессы, состоящие в составе Консультативных советов по памятникам архитектуры города (2 члена) и области (2), планирования территории города (4),  пришли к следующим выводам:

  1. Никакого пояса, собирающего жёстко колонны быть не должно!

Это прямой путь к разрушению тела колонн! Они из более “хрупкого” материала, а где тонко там и рвётся!!!!!  В этом же основная беда выполненных работ. Зачем железобетонный армопояс? Подогнать под сейсмические нормы? Это преступно и бесполезно, так как сами колонны, которые выполнены из ракушечника, не выдержат расчетного землетресения на 7-8 баллов. Плюс бетонное перекрытие вместе с армопоясом создают дополнительную весовую нагрузку на фундамент, который не был рассчитан на такой вес, а соответственно это все только ухудшает противосейсмическую способность строения и даже под ветровыми нагрузками приводит к его разрушению в дальнейшем…

  1. Исключение деревянных балок из проекта не может быть обосновано отсутствием их на рынке.

Кроме того,  на сегодняшний день существует огромное количество клеенных деревянных балок, , которые укладываются на бОльшие пролеты и несут бОльшие нагрузки. За этими балками не надо ездить за границу, даже поверхностный запрос в Гугле, показывает многочисленные производства в Украине.

  1. Немедленно прекратить работы по реконструкции Воронцовской колоннады под предлогом восстановления и реставрации ООО «Одескомунэкология» и ООО НПФ «Экострой».

Расторгнуть контракт подрядчиком работ и применить финансовые санкции за нарушения основных условий контракта, а именно предоставление услуг реконструкции вместо реставрации, которые содержат признаки уголовного преступления.

  1. В срочном порядке создать независимую комиссию для того, чтобы проанализировать текущее состояние Бельведера Воронцовского дворца и срочно начать поиски способов спасения двухвекого памятника национального значения.

Подобная реставрация памятника архитектуры национального значения стала лакмусовой бумагой, которая показала  кризис управления, проектирования и проведения реставрационных работ в Одессе. Необходимо создавать проектно-производственный институт/школу реставрации  и проводить открытые конкурсы на проектные и реставрационные  работы.

Please follow and like us:

Просмотров: 6418

1 thought on “Открытое письмо по колоннаде Воронцовского дворца

  1. Работы по реставрации Колоннады стали работами по реконструкции. К сожалению, практически необратимыми.

    Многим горожанам не понятно, почему описанное выше имеет настолько большое значение.
    1. Потому что памятники культурного наследия по закону должны реставрироваться. Реконструкция запрещена.
    2. Потому что первоначальная конструктивная схема показала свою состоятельность и прочность. Порча балок вызвана в первую очередь последствиями ремонтов Колоннады в 20 веке.
    3. Потому что это история Одессы. Пренебрежение возможностью сохранения и восстановления Колоннады в историческом виде – это пренебрежение историей. Пусть даже вы эти балки не увидите.
    4. Да, восстановление в первоначальном виде дороже и дольше. Но что важнее в итоге – подделка к праздничной дате или гордость от восстановления правдивого облика?

    Налицо системный кризис в области реставрации в Одессе. В городе катастрофически не хватает квалифицированных специалистов. Как проектировщиков, так и производителей работ. Отсутствует понимание властей о сути реставрации и восстановления памятников архитектуры. Необходимо менять систему поиска проектировщиков и подрядчиков на работы по реставрации. Кроме тендерных закупок, работы можно заказывать и в процессе конкурентного диалога, и по переговорной процедуре. На первом месте должно быть качество работ.

    Очевидно, что следует привлекать специалистов из других городов. Крайне необходимо восстановить школу реставрации в Одессе, как учебную, на базе ОГАСА, так и производственную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE