Концентрация и разнообразие – две базовые характеристики города
Владимир Халин
Председатель ААО
В ежегодных рейтингах лучших городов мира для проживания лидируют приморские города , чаще это города Австралии — Мельбурн, Сидней, Перт, Аделаида или Канады — Ванкувер. Все эти города прошли процесс реновации портовых и промышленных территорий, освобождая прибрежные пространства для общественного использования и разнообразного бизнеса.
Между крупнейшими городами мира идет жесткое состязание за пополнение когорты так называемых «мозговиков», креативного класса, и выяснилось, что выигрывают более красивые города, с лучшей экологией и высоким качеством среды. Выигрывают города с первоклассными университетами и отличной атмосферой в образованном сообществе, города, в которых заметна широкая терпимость и, соответственно, максимально разнообразие возможностей и впечатлений.
Креативный класс (или творческий) — понятие, предложенное Ричардом Флоридой для обозначения социальной группы населения, включённой в постиндустриальный сектор экономики. Привлечение таких людей делают впоследствии города экономически успешными.
Собственно, концентрация и разнообразие – две базовые характеристики города. Кроме положительных свойств концентрации, возрастают транспортные и экологические проблемы, риски безопасности и др. Для снижения издержек высокой концентрации нужны эффективные институты (системы управления городом), которые могли бы решать эти проблемы и формировать комфортную для жителей городскую среду.
Суть агломерационного эффекта в урбанистике проста: Чем больше фирм в городе, тем разнообразнее предложения для потребителей. Чем выше выбор, тем удобнее и выгоднее потреблять то, что предлагают фирмы, тем точнее удовлетворяет свой спрос потребитель и тем больше потребителей стягивается в город. С увеличением потребителей появляется больше фирм.
«Центр – это единственная часть города, которая принадлежит всем. Не имеет значения, где вы нашли себе жилье. Центр города – тоже ваш. Капиталовложение в центральную часть города – это единственный способ принести пользу в одном месте всем его жителям сразу» [Джеф Спек. Город для пешехода]
Просмотров: 122