ДНК города

Сотрудничество с городскими служащими

Меня, как простого жителя, очень беспокоит состояние  нашей городской среды. Каждый день, выходя на улицу, мне приходится сталкиваться с большим количеством факторов, которые очень раздражают. К примеру, целлофановые пакеты и прочий сор на газонах или кладбище окурков под урной на остановке общественного транспорта и т.д. В такие моменты я люблю посмотреть на проходящих мимо людей. Ключевое слово «мимо». Ибо многие люди действительно проходят мимо и не обращают внимание на то, что их окружает. Иногда, когда невольно оказываешься соучастником «уличного разговора», многие люди выказывают свое недовольство относительно неухоженной городской среды. Частенько люди соглашаются с тем, что виновато в этом общество. Кто-то обязательно вспомнит «власть». И когда начинаешь говорить что абстрактное слово «власть»  – это те же люди, что и мы с вами, у людей на лицах проскальзывает недоумение и дальше они переходят на перечисления конкретных фамилий. И как вы думаете, кто возглавляет рейтинг виновников валяющихся целлофановых пакетов на газонах? Конечно же –  президент!

Раскрою небольшой секрет.  В нашей неухоженной городской среде виноваты сами же жители. Своими НЕ действиями и своим равнодушием к происходящему мы создаем спрос на «убитую» городскую среду.

Взгляните на эти диаграммы, взятые с сайта https://openbudget.gov.ua/. 56% доходов в бюджет г. Одессы по состоянию на октябрь 2018 года – это налоги. Следовательно, люди ДОЛЖНЫ обращать внимание на то, что происходит в городе. По сути, это наша обязанность. 70 лет назад общество отлучили от процесса принятия решений. И так повелось, что принимают решение за нас те, кого мы избрали демократическим путем. Увы, часто эти решения принимаются не в нашу пользу.
Теперь, когда данные о трате бюджетных средств являются открытыми, человек может поинтересоваться тем, а куда идут и на что идут налоги.

К сожалению, очень трудно почувствовать или ощутить, как расходуются бюджетные средства. К примеру, 23% городских средств было потрачено на «образование». И что? Нам эта информация ничего не дает. Возможно, на эти деньги были закуплены учебники во все школы, а может, сделан ремонт всего в одной школе. Трудно сказать. И городские служащие об этом знают. Они знают, что люди могут только увидеть расход бюджетных средств. Новые автобусы – визуальные реформы в транспорте. Новые светящиеся лавочки и плитка – улучшение городской среды. Ремонт исторического здания – городские служащие беспокоятся об историческом наследии.

А насколько это качественно? Реально ли все эти «показательные» траты улучшают жизнь человека в городе?

По моим наблюдениям, на сегодняшний день, общество в украинских городах делится на две категории: активные и пассивные.  Активные, в свою очередь, делятся на качественных и количественных активных людей.

 

Первая – пассивные. Это удивительная категория людей, они довольны всем, что происходит в городе. Они приспособились под любые условия. Их все устраивает. К этой категории людей я бы отнесла и тех, кто пробился на государственные должности. Некоторые чиновники живут, словно в своём мирке, за окнами которого в городе нет проблем с транспортом, улицы чистые, мусор вывозится регулярно. Такие чиновники получают красивые ежегодные отчеты о проделанной работе городских департаментов и в это свято верят. На бумаге все идеально, цифры сходятся, значит и в жизни все хорошо.  

Вторая категория – активные. Под эту категорию попадают те, кому надоело терпеть и кто пытается предпринять любые действия, чтоб изменить ситуацию в лучшую сторону. Активисты бывают разные. Активистами могут быть все, от местной бабушки, которая ежедневно ходит и подкармливает всех уличных котов, до крупных общественных организаций, что собирают использованные батарейки для утилизации. Каждый активист вносит свою «каплю» в общее «море» по улучшению городской среды. Но, так сложилось, что активист активисту рознь. Есть качественный активист, а есть количественный.

Качественный активист – это человек, который добивается изменений или ежедневно занимается улучшениями и решением проблем.

Количественный активист (крикуны) – это человек или N-количество людей, которые много говорят и при этом, не делают ничего, чтоб что-то исправить. Это особенная категория людей. Возможно, даже является доминирующей категорией. Такие люди привыкли терпеть ежедневные неудобства, с момента как они переступили порог своей квартиры, а потом бежать жаловаться на эти неудобства. Когда дело доходит до того, чтоб что-то исправить, они замолкают и исчезают. Некоторые даже говорят «для этого есть чиновники»

Я не раз была свидетелем общедворовых собраний, где все возмущения заканчивались таким разговором:

– Нужно что-то же делать. Кто-то этим должен заняться! Нужно писать депутату!

После таких фраз люди расходились по своим домам, а проблема оставалась нерешенной. Часто бывало так, что люди ждали когда «прилетит добрый волшебник в голубом вертолете» (депутат) и все за них сделает. На практике такое решение проблем очень халатное, недобросовестное и сделано «для галочки».

Я люблю наблюдать за городскими служащими и их жалкими попытками решить городские проблемы, полагаясь на субъективные стандарты «хорошей городской среды», основанные на общепринятых фразах от количественных активистов.

Порой, когда смотришь на очередное благоустройство, думаешь, чем думали городские служащие, когда принимали эти работы? А чем думали проектировщики, когда проектировали эти дорожки и размещали лавочки? Для кого эта среда?

К моему большому сожалению, от сотрудничества с городскими служащими и депутатом по моему району я получила только негативный опыт. В одном проекте чиновники стали кошмарные условия по созданию «максимально дешевой» городской среды. А в другом случае, после передачи эскизного проекта меня вычеркнули из процесса принятия решений (а именно разработки рабочего проекта, подбора материалов и т.д.) Результаты такого сотрудничества оказались ужасными. Реализация «для галочки» не решает проблемы, а лишь как бумеранг «отсрочивает» на короткое время. Это как снег, который притрусил протоптанную дорожку. Сначала ходить удобно, а потом, когда снег растает, будет болото и проблема снова возвращается. Увы, от такой работы и огромной суммы списанных денег комфортнее в городе жить не становится.

Для того, чтобы такого больше не было и «галочек» становилось все меньше, необходимо сотрудничество, между качественными активистами и городскими служащими ( или депутатами). Многие визуальные проблемы, которые присутствуют в наших городах, исчезнут только после грамотного проектирования и качественной реализации проекта. Повседневные проблемы исчезнут, когда городские служащие начнут выполнять свои обязанности добросовестно.

Важно понимать, что проект благоустройства — это не ремонт. Нельзя менять старую плитку на новую и повесить картинки на бигборд «было-стало». Благоустройство — это перепрограммирование. Необходимо закладывать новый сценарий. Например, мы не можем представить жизнь в городе без машины. Это больная тема, которую трудно принять городам. В Лондоне ввели платную парковку, и люди вышли из автомобилей на улицы. Им показалось, что действительно стало лучше. Возможно ли такой сценарий у нас? Люди привыкли к такому количеству машин, и ничего менять не хотят. Но нужно пробовать.

Задача благоустройства как раз в том, чтобы ломать эти привычки людей, которые привыкли терпеть и молчать. Чтобы добиться успеха в перепрограммировании сознания, надо пройти определенные этапы.

Первый — сбор данных. Какой городской служащий или «свой» проектировщик не может похвастаться тем, что выходил на улицу и общался с жителями. Но и тут важно, не просто выйти и расспросить. А выйти и понять, как и чем живет среда. Первый этап включает в себя: анализ градостроительного контекста, ключевых пользователей, пешеходных потоков, транспорта, определение потенциала и ограничений. Очень важный этап — контакт с жителями. Работа с городским пространством невозможна без антропологического исследования. Для него используется метод глубинного интервью, благодаря которому мы можем узнать, что горожане ценят в том пространстве и что хотят получить.

Второй этап — формирование видения. После того, как вы собрали эти бесконечные данные, то должны придумать, каким это пространство будет. Это не значит, что надо определить, какая будет лежать плитка или сколько стоять автобусных остановок (хотя это тоже очень важно). Это некое видение на будущее пространство. После этого этапа важно снова выйти на улицу и показать его людям. Если городские служащие и «свои» проектировщики не способны пройти первые два этапа самостоятельно, тут тогда НЕОБХОДИМО привлечь дополнительных специалистов, которые смогут опросить людей и сформировать эскизы качественно. Как раз, мы архитекторы, на этих этапах очень нужны!

Третий этап – проектирование рабочего проекта и составление сметы. Очень важно в рабочий проект максимально перенести наработки, полученные в результате опроса жителей и составления эскизного проекта.

Последний этап — авторский надзор. Создатели концепции, безусловно, должны быть на стройке каждый день и участвовать в самых невероятных и веселых моментах реализации проекта. На стройке важно проводить грандиозный ликбез, как строителям, так и местным жителям рассказать, что с ними будет, к чему наставлены зеленые заборы под их окнами, и что это обозначает. Скрупулезная работа по качеству стройки — это обязанность архитектора. 


Кто-то подумает, что это нереально. Но я скажу, что реально. К примеру, перед вами фотография улочки в Ивано-Франсковске. Проект реализован благодаря сотрудничеству между организацией Urban Consulting Group и местным управлением дорожного хозяйства. Проектировщики пошли в проекту очень основательно. Они сами провели все исследования и опрос жителей, чтоб выбрать наиболее удачные приемы, которые включили в проект.

Еще один пример из города Тернополь. Создание комфортной улицы для транзитного проезда автомобилей, удобного пешеходного пространства и проезда на велосипедах.

Или Мариуполь. Современный детский игровой комплекс и интересные фигуры из растений на первой фотографии. На второй фотографии показан удобный пандус и мощение в городском парке. Если присмотрится, то можно заметить, что в парке фонарные столбы сменили на современные, а лавочки и урны стоят на расстоянии друг от друга.

Почему же в Одессе нет такого сотрудничества?

Приведу примеры еще из ближнего зарубежья.

Новый сквер в Кракове.

Или отремонтированная улица с велодорожкой в Варшаве

Нравится? Тогда давайте сотрудничать!

Давайте вместе улучшать городскую среду. Давайте чаще общаться и находить взаимовыгодные условия по сотрудничеству над решением городских проблем.

Please follow and like us:

Просмотров: 177

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE