РЕ ФОРУМ

Современные вызовы сохранению культурного наследия Одессы

 На сегодняшний день в границах исторических ареалов Одессы существует целый ряд вызовов, которые требуют поиска путей решения:

1. Высотная застройка.

В исторических ареалах появляются здания, грубо нарушающие исторически сложившуюся парцелляцию, высотность, силуэт застройки, создают чрезмерную нагрузку на инфраструктуру.

По большей части эта застройка имеет формальное юридическое соответствие законам или действующим на момент застройки регламентам и правилам. Это недобросовестно сделанные ИГО, вольная трактовка режимов использования согласно ИАОП, отсутствие эффективных процедур контроля нарушений при строительстве, в первую очередь – увеличения этажности. Памятникоохранная система Украины характеризуется “полицентричностью”.

И если ИГО сегодня не работает, оставшиеся проблемы не решены. Часть из них возможно регулировать на городском уровне:

  1. корректировка ИАОП
  2. выработка действенного механизма взаимодействия между управлениями и департаментами города
  3. выработка механизмов для своевременного контроля намерений застройки и эффективного общественного и экспертного обсуждения
  4. профилактика нарушений в проектных решениях во взаимодействии с Архитектурной палатой Украины

2. Визуальные изменения исторической городской среды, связанные с эксплуатацией и функциональным приспособлением

  • Вывески, балконы, кондиционеры, инженерные сети на фасадах зданий
  • Пристройки, надстройки, устройства входов и лестниц
  • Устройство мансардных этажей

 

Причины:

  • Нет эффективных механизмов регулирования и контроля.
  • Нет глубокого понимания ценности культурного наследия у жителей города.
  • Нет профессиональной солидарности в вопросах сохранения памятников архитектуры и исторической среды в целом среди проектировщиков.

 

На муниципальном уровне сегодня можно работать по второму и третьему пунктам:

  1. Привлекать лидеров общественного мнения к пропаганде ценности культурного наследия:
  2. семинары для главредов теле- и интернет-изданийсоциальная реклама
  3. привлечение блогеров к кампании
  4. Образовательно-просветительские программы. Школьники – одна из самых эффективных групп влияния
  5. Сотрудничество с городскими сообществами
  6. Дискуссия с профессиональным сообществом

3. Техническое состояние исторической городской среды

Критическая проблема:

  • Сложности с разработкой научно-проектной документации
  • Отсутствие квалифицированных исполнителей у подрядных организаций
  • Неэффективная система контроля
  • Проблематика реставрации отдельных элементов здания
  • Здания, не имеющие статуса памятника – как быть с ними

 

Практические шаги на муниципальном уровне:

  1. Разработка методических рекомендаций по противоаварийным мероприятиям
  2. Создание реставрационных мастерских
  3. Обучение по специальности в научно-проектных и производственных областях на базе ОГАСА
  4. Дискуссия о возможности проектных решений по реновации исторической застройки. Проведение градостроительных и архитектурных конкурсов

4. «Историзм» в проектных решениях

Необходима широкая дискуссия о допустимости решений в духе историзма в исторических ареалах. Обязательный пункт в ГУО об «исторической стилистике» – зачем?

5. Историческая городская среда как часть города

Центральная часть Одессы – место концентрации городских функций. Возросшая нагрузка требует решений по:

  • Инженерной и транспортной инфраструктуре
  • Публичным, общественным пространствам (в том числе улицам)
  • Туристическим маршрутам

 

Что делать:

  1. Децентрализация центра. Перенос части функций в другие районы города.
  2. Деавтомибилизация центра. Развитие общественного транспорта, создание пешеходных улиц.
  3. Разработка концепции суперкварталов. Развитие внутриквартальных пространств в сторону общественных функций.
  4. Первоочередная реставрация по направлениям развития туристических маршрутов

 

Ключевые источники решений:

  • Основная база для решения вопросов в области культурного наследия – экономическая. Кроме бюджетного финансирования, необходимо привлекать грантовые средства. Создавать целевые фонды в рамках муниципально-частного партнерства.
  • Нормативно-правовая база на национальном и муниципальном уровнях. Для работы по ее совершенствованию необходима работа экспертных групп в различных форматах – ГО, проектно-исследовательские институции, ОГАСА. Существует необходимость создания муниципальной структуры «Бюро стратегического городского развития»
  • Культурная база. Изменение отношения жителей города к культурному наследию. Необходимость мощной медийной и образовательной кампании.
Please follow and like us:

Просмотров: 604

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE