Архитектурные конкурсы

Об архитектурных конкурсах курильщика.

 

Николай Чепелев

Зам.председателя ААО

6 октября 2017г

Отгремело одно из самых ярких событий архитектурной жизни Одессы этого года. Состоялся архитектурный конкурс по парку Шевченко – центральному парку города.
Ну как состоялся – работы поданы, жюри отзаседало – победителя нет. Да и отгремело, по правде, в глубине души. Где-то очень глубоко. У кого-то.

Вроде и призовой фонд более чем приличный, и на разработку дали четыре месяца, а в результате – 3 (три) работы. Жюри постановило – проекты не содержат идеи, которые отвечали бы целям и задачам конкурса. И объявило дополнительный тур. Что же пошло не так?

Для начала – для чего проводить конкурсы? Тут все понятно – «для виявлення кращих архітектурно-планувальних … пропозицій, ідей, концепцій … щодо об’єктів архітектури та містобудування і визначення виконавців проектно-кошторисної та містобудівної документації.» Иными словами, архитекторов много, хороших и не очень, и лучшая процедура для принятия объективного решения по проектным предложениям – проведение конкурса. В итоге – реализация проекта победителем.

Дальше по пунктам, почему этот конкурс закончился ничем. По моему скромному мнению, которое сложилось в результате наблюдения за конкурсным процессом в последние годы.

Первое. Отсутствует последовательность в процессе конкурса. Яркий тому пример – парки под Приморским бульваром: а) Объявлен конкурс на Стамбульский и Греческий парк; б) во время разработки оказывается, что Стамбульским парком займутся турки, и он выпадает из конкурсного задания (негласно выпадает, объявлено об этом не было); в) конкурс закончен, жюри выбрало победителя; г) через некоторое время проектная концепция, да и авторский коллектив меняются чьим-то (догадайтесь, чьим) решением.

Второе. Конкурсное задание и исходные материалы. Формально они, конечно, есть. Но дело в том, что для получения качественного решения необходимо соответствующее качество исходки. Особенно по публичным пространствам. Здесь можно писать много и детально, но не буду. Мое мнение – трех страниц явно недостаточно.

Третье. Для чего архитектор участвует в конкурсе? Безусловно, фактор творческого состязания. Победа в конкурсе – нехилый имиджевый бонус. И возможность реализации, безусловно. Что по факту? Решение жюри по Греческому, не соответствующее заданию на конкурс, фактор состязательности сводит на нет. Решение по смене победителей конкурса на другую команду ясно показывает перспективы реализации. Что в остатке – призовые? Закрытый (закрытый, Карл!) конкурс на Соборную площадь в Николаеве собрал 45 заявок и 18 проектов подано на рассмотрение. При призовом фонде гораздо меньшем, чем в Одессе. Я уже про львовские конкурсы не говорю.

Четвертое. Очень немногие из моих коллег знали о проведении как этого, так и предыдущих конкурсов. Доска объявлений в управлении архитектуры, объявление на сайте города. Все. Ищите, коллеги, сами. Да обрящете.

Вывод краткий – нынешние конкурсы в нашем городе – сугубо формальное мероприятие. Желания в них участвовать нет практически ни у кого, кроме студенческих команд (да пребудет с ними сила) и редких профессионалов. Чтобы ситуация изменилась, нужно изменить многое (на самом деле, практически все). Для этого нужна сущая мелочь – понимание городскими властями, для чего проводятся архитектурные конкурсы, и желание это сделать.

П.С. Сразу объясню, почему сам не участвовал. Не положено по закону. Близкий родственник в конкурсной комиссии. Издержки профессиональной преемственности в семье). Хотя и без этого не участвовал бы.
На фото – территория, по которой тоже прошел конкурс. Жду реализации проекта-победителя.

Please follow and like us:

Просмотров: 238

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE