РЕ ФОРУМ

Блеск и нищета доходных домов Одессы

В современном мире, одной из самых больших проблем является организация одновременной жизни зданий и сооружений разных эпох. Конечно, это касается исторических городов и поселений. Но именно они составляют более 90% всех существующих мест обитания человека.

«Жизнь» здания определяют не только долговечность строительных материалов, но и его функциональная актуальность и красота авторской архитектуры. Древние греки называли архитектуру «третей кожей». В период расцвета античной архитектуры все пропорции, эргономика и функциональное наполнение было полностью ориентировано на человека.  Витрувий сформулировал три главных постулата: firmitas (прочность), utilitas (польза), venustas (красота). При утрате любого из них здание, без мгновенного вмешательства архитектора, становится «инвалидом» и обречено на гибель. Необходимо выявлять «заболевание» как отдельного здания, сооружения, так квартальной застройки; находить «больные» места города в целом. Без специалистов способных проводить подобную санацию не возможно определение вектора развития города, сохранение его исторического и культурного наследия.

          Если такие факторы как прочность и красота могут поддерживаться и воссоздаваться при правильном наблюдении и исследовании, то с пользой дело обстоит труднее. Эта сфера наиболее зависима от социальной стороны жизни общества, от его развития, от прогресса. Безусловно, и на первые характеристики влияет состояние общества, его культурный и экономический уровень. И в них необходимо участие профессионалов. Но сегодня внимание к прочности и красоте полностью зависит от пользы. Жизнь здания, словно в детективе,  зависит от того, кому выгодна эта жизнь. Ремонт, реставрация, реконструкция идут следом за локомотивом выгоды и бизнеса. Возможны, как говорят в Одессе, варианты. Государственная программа, частный бизнес могут быть ведущими в этом вопросе. Но в любом случае с чётким соблюдением двух «З»: закона и знаний. Необходимо придумать новую типологию для архитектуры веков минувших.  Функциональное наполнение актуальное для 21 века.

«Жизнь» здания определяют не только долговечность строительных материалов, но и его функциональная актуальность и красота авторской архитектуры

 «Скороспелкой» называли Одессу в начале 19-го века. И действительно город стремительно развивался. Первоначально предначертанное назначение быть военной базой очень скоро потеряло свою актуальность. Военные действия были перенесены из этого региона, и из военного город становился торговым. Город был привлекательным для инвестиций. В это время в городе действовал очень правильный и эффективный закон, закон двух лет: по существовавшим тогда правилам, отведенный участок следовало застроить в два года, в противном случае его могли отобрать и передать в другие руки. Сегодня это правило было бы очень кстати. Многие проблемы городских «беспризорников» были бы решены. Но сегодня иначе, а тогда кроме порта, зданий городского управления, торговых рядов, возникла необходимость в театрах, гостиницах, учебных заведениях. Город развивался, и типовой ампир жилых и общественных зданий в начале века девятнадцатого к его концу был на 70% замещён эклектикой и модерном доходных домов, вокзалов, учебных и лечебных комплексов. Только представьте, почти все самые  любимые и красивые здания Одессы появились за несколько десятков лет на рубеже веков. Весь центр города был в строительных лесах. И строились эти «новомодные» здания  не на пустых местах:  устаревшая двухэтажная Одесса была подвержена глобальной санации. Квартальная застройка молниеносно меняла свой облик. В то же время появилась возможность проявить себя архитекторам в полной мере, включив фантазию и воплотив её во множестве так называемых хуторов и дач. Ещё несколько раз подвергался осмысленным архитектурным «поворотам»  наш город. Были фабрики, клубы, санатории и т.п. Пожалуй,  последними обдуманными масштабными изменениями, а верней дополнениями, стало строительство  т.н. спальных районов («сталинки», «хрущёвки», «чешки»). Но это почти не коснулось центра города. Исключение составил период конца сороковых и начала пятидесятых.  Необходимо было на место «выбитых» войной зданий «вставлять» новые. Должно отметить это делалось очень корректно. Город жил, и его архитектура отражала  реалии жизни.

Но что же сегодня? Неужели только безликие, имеющие лишь два преимущества: центр Одессы и вид на море, высотки сегодня выгодны? Мухи однодневки. Их продали и забыли. Доходный дом был совершенством на период своего строительства. Это был даже не дом, а машина для жизни. Очень полезная, красивая и прочная машина. Он приносил доход многие десятки лет. Самая модная архитектура, самые передовые инженерные достижения, самые совершенные технологии. У этих зданий был один владелец, и ему было выгодно построить и содержать своё здание.  Это было изначально, но потом была национализация. Зданием владело государство. Сегодня есть собственники отдельных квартир. А дом в целом остаётся бесхозным. И, даже если государство берёт на себя заботу о реставрации, то зачастую единственным функциональным наполнением предлагается либо гостиничный комплекс, либо торгово-офисный. Но такие доходные дома составляют 70% всей застройки исторического центра города. Ясно, что просто необходима новая типология. Новая польза. 

        Я скажу крамольную мысль, но мы к ней уже пришли. Сегодня настал момент, когда нет возможности сохранения внутренних объёмов зданий. Ни технической, ни финансовой. Недавняя трагедия с доходным домом Асвадурова подтверждает этот факт. Наш город испорчен изнутри. И нет никакой возможности спасать никому не нужные «камни», к тому же очень опасные «камни». И к несчастью, процесс саморазрушения, (которому способствовали годы бездействия обслуживающих здания организаций и действия нечистоплотных застройщиков) набирает мощь. Дальше – больше. Если нет возможности сохранить «больную ногу» её ампутируют, чтоб избежать гибели всего организма. Потом создаётся протез. Сегодня есть единственный способ оставить потомкам «Ах, Одессу» это заменить больной организм на новый, технологически соответствующий сегодняшним реалиям. Этакий «киберпанк».  Безусловно, любым подобным действиям должны предшествовать тщательные проектные работы.  В этом случае снимаются многие проблемные вопросы, например с инженерными сетями, качественная электро-проводка, вентиляция, сантехнические сети, системы пожаротушения, кондиционеры, лифты, и даже паркинги.

        На сегодняшний момент единственный способ сохранения образа города это использование так называемого «ленинградского метода», или как говорят сегодня «фасадизация».  Так как  образ города формируют фасады зданий, сооружений, скверов, парков и т.п., то именно их сохранение позволит говорить о сохранении лика города. Весь внутренний объём подлежит демонтажу.

       Об этом говорили ещё в конце 80-х, об этом говорил В.А.Лисенко, этот способ поддерживает и В.П. Уренёв. В недавней беседе с А.Е.Антонюком  мы пришли к единодушному выводу правильности и бескомпромиссности  применения этого метода для «спасения» исторической архитектуры современного города.

       Реставрируется архитектура в полном объёме, при соблюдении пропорций, как в отдельных зданиях, так и в квартальной застройке, улицах, площадях, сохранение оригинального декора, (а не замена на «какой-нибудь подходящий»). Словом, всё то, что видит гуляющий по городу человек должно быть тщательно изучено, подвержено анализу, приведено в чёткую систему.  Такой подход к тому же экономически выгоден. Ведь всю ныне выполняемую на фасадах работу можно назвать «мартышкин труд». Ведь без комплексного подхода реабилитации всего здания отдельные его части стремительно разрушаются.

       Во избежание морально-этических проблем, необходимо начать применение подобной практики всё на тех же «беспризорниках», на зданиях аварийных, жильцы которых отселены. И таких зданий у нас легион. Достаточно вспомнить хотя бы «дом Гоголя» или чаеразвесочную фабрику Высоцкого.  Необходимо наглядно продемонстрировать все преимущества подобной практики. 

       Безусловно, нельзя бездумно применять ко всем памятникам фасадизацию. Есть множество памятников архитектуры и истории, которые заслуживаю комплексной научной реставрации.

      Но для того чтоб определить, систематизировать, откалибровать сегменты исторической части города, необходимо создать научно производственные группы, включающие в себя специалистов разного профиля, ( архитекторы, архитекторы-реставраторы, инженеры, технологи, конструкторы, историки, краеведы, скульпторы, фотографы, маркетологи и экономисты, строители и, конечно же студенты) Правильней всего и проще создавать такие группы на основе ОГАСА. Где уже есть богатая научная и лабораторная базы. Этой базе необходима лишь поддержка  государства, чтобы выйти из анабиозного состояния.

      Итак, подведём черту. Что же крайне необходимо сделать сегодня: первое, конечно, создание научно-производственных групп, но параллельно с этим  объявить мораторий на новое строительство в историческом ареале. Необходимо дать время группам для выполнения их работы. Однако учитывая то, что большинство зданий находятся в аварийном состоянии и времени у них нет, необходимо проводить первоочередные аварийные работы и консервацию. И далее, после снятия запрета, любое новое здание в центре должно быть результатом  конкурса, международного конкурса.

Сегодняшний мой доклад написан в жанре научной фантастики.  Почему? Да потому что слишком много ЕСЛИБЫФАКТОРОВ препятствуют реализации предложенной программы. Юридические, экономические, этические, факторы отсутствия профессиональной и технической базы, и.т.п.

    Зачем же я написал свою «сказку»? По трём причинам:

  1. Просто не могу промолчать, когда есть что сказать.
  2. В отличие от сказки в хорошей фантастике всё должно быть правдоподобно и научно обосновано. И…
  3. Всё же случается, что сегодняшняя фантастика завтра становится былью.
Please follow and like us:

Просмотров: 2858

2 thoughts on “Блеск и нищета доходных домов Одессы

  1. Молодец, Андрей, только не люблю слово “мораторий”. Он не нужен, если строго выполнять положения действующего генплана города и ДБН.

  2. Почему “фантастика”? Это здравые рассуждения ответственного гражданина и опытного архитектора.

Добавить комментарий для Греков Александр Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE