РЕ ФОРУМ

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРИМЕРЕ ИТАЛИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Проблемы обеспечения сохранности культурного и природного наследия в Европе, как показывает анализ документов, актуализировались в начале ХХ века.

В Италии, еще в 1902 году парламентом был одобрен законопроект, ограничивающий список памятников подлинными шедеврами, которые должны значиться в каталоге. И хотя через несколько лет этот закон прекратил свое существование, он послужил образцом для многих европейских стран. Италия одной из первых в Европе приступила к выработке концепции охраны национального достояния, поэтому анализ ее опыта наиболее ценен и интересен.

Также для нас большой интерес представляет опыт градостроителей Великобритании, где конфликт между старым и новым (в условиях частной собственности на землю) возникает в особенно острой форме, а задача сохранения исторической городской среды начинает рассматриваться как неотъемлемая часть общей задачи развития исторического города.

Реконструкция исторически сложившихся центров городов сейчас одна из важнейших задач английского градостроительства. Великобритания является одной из наиболее урбанизированных стран Европы. За последние 160 лет городское население выросло в 20 раз и составляет 80% общего населения страны. К концу нашего века население Великобритании увеличится еще на 15—20 млн. человек в основном именно за счет городского населения. Территория страны ограничена, и широкое строительство новых городов невозможно. Поэтому население будет размещаться в дальнейшем преимущественно в существующих города.

Рассмотрим сначала, как эти проблемы решаются в Италии, в стране, которая владеет 40% мирового культурного наследия.

Во-первых, итальянская культурная политика в области охраны культурного и природного наследия начала формироваться раньше, чем в других странах Европы, что можно объяснить наличием значительного количества культурных ценностей, имеющих не только национальную, но и мировую значимостью.

Во-вторых, на территории Италии невозможно выделить один крупный культурно-исторический центр, поэтому формирование центрального органа управления в области охраны наследия проводилось одновременно с процессами децентрализации. Регионы, в которых сосредоточено наибольшее количество культурных ценностей, получили относительную самостоятельность и право на создание собственного законодательства.

Финансирование культурного наследия так же было поделено между различными субъектами культурной политики — центральным правительством, регионами, провинциями и муниципалитетами. Определяющую роль в финансировании играют государство и местные органы власти.

В третьих, Италия владеет 40% мирового наследия, что, естественно, требует от нее невероятных усилий по его защите. Несмотря на стабильное увеличение правительственных расходов, с середины 80х годов прошлого века стало ясно, что государство не сможет обеспечить в одиночку эффективную охрану достояния. Поэтому,  современный этап культурной политики Италии характеризуется стремлением к созданию системы отношений между государством и частным и корпоративным секторами.

В-четвертых, еще одной тенденцией в охране наследия является попытка использования не только ценностной оценки наследия (критерии ценности объекта, предложенные ЮНЕСКО), но и экономической. Так, оценка культурного наследия Италии в сумму около 2 триллионов евро указывает на новые тенденции в отношении наследия. Однако здесь присутствует не только идея оценки и продажи объектов наследия, но и идея получения экономического эффекта от его использования.

Таким образом, основными субъектами культурной политики Италии являются:

1) государство,

2) 20 регионов, имеющих законодательную власть,

3) 103 провинции 

4) 8 101 муниципалитет.

Эти субъекты делят ответственность за управление культурой в Италии. Государство несет ответственность за культурное наследие, национальные библиотеки и музеи, а также за развитие всех видов искусства и субсидирование культурной индустрии. Государство также ответственно за развитие культурных связей с зарубежными странами. Регионы, созданные в 1970 г. (региональные департаменты культуры), ответственны за местные библиотеки и музеи, а также за «развитие культурных интересов региона». Провинции (департаменты культуры провинций) также очень активны в организации культуры.

 Региональное законодательство предусматривает делегирование им культурной и координационной деятельности на своей территории. Однако основная роль на местах выполняется муниципалитетами (муниципальными департаментами культуры), которые управляют культурными институтами (библиотеками, музеями, муниципальными театрами) и защищают национальное наследие. Кроме того, они занимаются выставками, фестивалями, летними мероприятиями. Расходы разделены между четырьмя административными уровнями — расходы государства, регионов, провинций и муниципалитетов.

Кроме обычного финансирования сферы культуры, существуют также дополнительные финансовые ассигнования, так называемые адресные, т. е. направленные на реставрацию конкретных памятников культуры, специальные культурные программы и т. д.

Закон №84 от 19 апреля 1990 г. Предусматривал  специальную программу по каталогизации памятников культуры и защите культурного национального достояния. На эту программу был выделен грант в 130 млрд лир, одобрено 65 проектов. Немалую роль в финансировании наследия играют и частные инвестиции. Очевиден тот факт, что около 60% национального достояния находится в частном владении, а государство обладает достаточными юридическими возможностями для стимулирования частных инвестиций.

Так, предусмотрен вычет следующих расходов из налоговой декларации: расхода на реставрацию или поддержку недвижимых или движимых культурных ценностей и пожертвования государству или общественным организациям, фондам или ассоциациям на покупку или реставрацию культурных ценностей или организацию выставок или научных исследований.

Если сравнить государственные и частные расходы на культуру, то частное финансирование дает сфере 73,3% (государство — 26,7%) от общего количества всех выделенных на культуру средств в 2000 г., т. е. частные ассигнования примерно в три раза превосходят государственные.

Первым национальным музеем, ставшим государственно-частной организацией, стал в 2005 г. египетский музей в Турине.

Удачный опыт сотрудничества побудил государственные структуры к созданию таких структурных единиц управления, как смешанные частно-государственные фонды. Таким образом, можно сказать, что современный этап культурной политики Италии в области охраны национального достояния характеризуется реформами, укреплением отношений между государством и частным сектором.

 

Обладание столь большим количеством культурных ценностей не только вызывает чувство гордости за страну, но и внушает озабоченность, потому что наследие требует постоянной заботы и внимания, значительных капиталовложений. По мнению министра культуры Итальянской Республики Альберто Бонисоли, затраты государства на сохранение и поддержание этого наследия составляют сегодня всего лишь 0,17% ВНП страны, тогда как в бюджетах других стран ЕС, таких как Германия или Испания, чье культурное достояние значительно уступает, на это ежегодно выделяются вдвое большие суммы. Поэтому,  государство пытается найти все новые и новые источники поступления денежных средств, например 3% фондов, предназначенных для строительства и ремонта автострад, морских портов, аэропортов и железных дорог, будут потрачены на то, чтобы содержать в достойном состоянии национальные объекты культуры и природной среды. Предполагается, что эти средства можно будет вернуть через туристический сектор.  Все эти действия и усилия государства подтверждают наш тезис о том, что государство не может взять полностью на себя заботу о сохранении культурного и природного наследия. Политика государства должна быть направлена на поиск действенных мер сохранения национального достояния. Италия для нас может быть примером страны, где проводится эффективная культурная политика.

Очевидно, что в Украине необходимо идти в том же направлении, привлекать к данной деятельности общественные и частные структуры.

О РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Англия — страна древней градостроительной культуры. Многие города в южной части острова относятся к эпохе римского завоевания и имеют в основе планировочной структуры перекресток дорог римского лагеря.

Исторические города привлекают много туристов, что вызывает необходимость строительства новых отелей, торговых центров, автостоянок и подъездов к ним. Такая гипертрофированная роль исторических городов, особенно их центров, требующих особого подхода уже в силу наличия в них художественных и исторических ценностей, значительно усложняет проблемы реконструкции. Наиболее кардинальной мерой по сохранению района старой застройки является его полная консервация и изменение функционального зонирования города, чтобы вынести из исторического района те функции, которые он не может исполнять, не изменяя своей структуры.В Англии в настоящее время определены несколько городов как имеющие «национальное значение». Среди них Йорк, Честер, Чичестер и Бат. Их центральные зоны будут законсервированы. Кроме того, значительные зоны консервации намечены в Винчестере, Стемфорде, Плимуте и других городах.

В центрах исторических городов сосредоточена большая часть торговых, общественных и административных учреждений, перенести которые на новое место часто бывает трудно по разным причинам, одна из которых — экономическая целесообразность «эволюционного» развития торгового центра.  Поэтому исторические центры английских городов все-таки подвергаются той или иной реконструкции. Одновременно возникает другая важная проблема реконструкции — «новое здание в старой среде», а вместе с тем и необходимость внимательного изучения качеств пространственной среды исторического ядра.При этом возможны два различных подхода к проблеме — метод внутреннего переустройства и метод коренной реконструкции архитектурно-планировочной структуры.

Архитектурно-пространственный и функционально-коммуникационный аспекты реконструкции городов тесно переплетены, и, хотя они проявляются с наибольшей остротой на разных этапах реконструкции, решение одного обусловливает решение другого. Поэтому продуктивным может быть лишь комплексный подход ко всем проблемам исторического города на всех чередующихся стадиях составления программы и процесса проектирования.

Существенным препятствием на пути любых мероприятий по правильной реконструкции исторических городов в Великобритании служит частная собственность на землю. Однако и в этих условиях есть возможность сохранить ценные исторические города или их древние центры. Английские градостроители имеют в этом деле, положительный опыт, который может быть полезен и архитекторам многих других стран.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОДЕССЫ

на основе анализа опыта сохранение культурного и природного наследия Италии и Великобритании

Сохранение исторического наследия в современном городе Одессе представляет особую важность. Значительные по площади и по своему положению в общегородской структуре территории лишаются черт индивидуальности, а сохраняемые памятники архитектуры, без соответствующего окружения эстетически обесцениваются.

Поэтому в наши дни необходимо говорить о комплексном памятнике архитектуры — «исторической городской среде», распространяя это понятие на целый  район исторического центра, в котором комбинация, синергия* пространств и зданий представляет неизмеримо большую художественную и историческую ценность, нежели их отдельные составляющие.

Важнейшее качество исторической городской среды Одессы – это органичная взаимосвязь составляющих ее элементов: зданий, площадей, улиц, их пространственное соответствие друг другу и масштабу человека.

Историческая городская среда Одессы есть комплекс едино воспринимаемый, есть зримое выражение архитектурно-планировочной структуры, зарождение которой происходило в течение длительного периода времени формирования и строительства города.

К огромному сожалению,  эта взаимосвязь  за последние тридцать  лет значительно уничтожается. Для того, что бы остановить этот процесс необходимо срочно принять ряд  муниципальных решений на уровне мэрии и городских структур.  Разработать с привлечением профессиональных организаций  программу по реставрации и застройки исторического центра, с четкими правилами поквартальной застройки и развёртками фасадов улиц с цветовым решением и схемами размещения рекламы и вывесок.

Необходимо разрабатывать новые модели государственно частного партнерства, переосмысливать функциональное назначение некоторых зданий. Предлагать бизнесу вкладывать средства в исторический центр на взаимовыгодных условиях.

Ассоциация архитекторов Одессы инициирует создание  Муниципальной Академии культурного наследия, которая должна заняться вопросами, связанными с сохранением культурного наследия нашего города.

Please follow and like us:

Просмотров: 358

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial
EMAIL
Facebook
Facebook
YOUTUBE