ДНК города

А нужен ли нам брусчатый камень на улицах города?

 

 

 

Мария Смирнова
участник ААО

Давайте вспомним, из истории, какое оформление было у первых улиц.

Можем ли мы назвать изображение выше – улицей? Конечно же – нет.

Улица — элемент городской инфраструктуры, а точнее это пространство от фасада одного ряда зданий до фасада противоположного ряда зданий в границах населенного пункта. 

 

Улица может быть представлена по-разному. Она может быть, как и пешеходной, так, и предназначена для проезда механических транспортных средств.

Когда на улице появляется проезжая часть, она становится – дорогой. Как гласят ПДД: «Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, дорожные знаки, обочины и разделительные полосы при их наличии».

На изображении продемонстрирована выкатанная колея от автомобилей или повозок через равнину. Стала ли она от этого улицей? Нет, так как на изображении нет зданий и это не населенный пункт. Сейчас это просто – путь. Если появятся там здания, то эта колея будет улицей. Но станет ли она от этого дорогой? Да, станет.

 

Некоторые виды транспортных средств могут проехать по земле. А вот по мокрой земле уже будет проблематично передвигаться, даже пешеходам.

Поэтому древние строители городов и придумали, что улицы должны иметь покрытие, чтобы было комфортно было перемещаться в любое время года, не зависимо от погодных явлений. В качестве покрытия использовались твердые породы камней, такие как гранит или вулканические породы.

Рим античных времен был немыслим без дорог. Их создание римляне считали одним из основных мероприятий по освоению новых территорий. Твердое дорожное покрытие — характерная черта древнеримской культуры. Примером этого является дорога на Палатин — один из семи холмов, на которых был основан Рим. И уже в те времена римляне думали об организации пространства дороги, деля его на собственно мостовую для движения повозок и ту часть, которая является прототипом современного тротуара.

А в городе Помпеи даже придумали пешеходный переход в один уровень с тротуаром.

Технология создания дорожного покрытия менялась столетиями. На смену грубым формам пришли аккуратные, сглаженные с одной стороны и одинаковой формы и размеров, камни. Такие улицы стали называться мостовыми, то есть дороги, имеющие твердое покрытие.  Мостовые могли быть выполнены их деревянных настилов, деревянных срубов, булыжников, грубого камня и брусчатки.

Первые мостовые из камня появились в Украине еще в период Киевской Руси. Но такие улицы было очень дорого создавать по всему городу в те времена. Массовое строительство улиц из камня и деревянных срубов началась только с эпохой Петра I, когда в городах стали появляться указы, обязующие владельцев домов применять возле их домов твердое покрытие.

Подробнее об истории мостовых в Одессе можно прочитать на  сайте http://odesskiy.com/ulitsi-v-istorii-odessi/mostovie.html

Улицы Одессы никогда не славились своей чистотой и качеством. На первые улицы насыпали щебневую крошку из местного камня (известняка). На других улицах просто утрамбовывали грунт. Такой себе способ экономии вечно не хватающих средств в «копилке» города. В целях экономии пытались делать и брусчатку из известняка. Городские власти тех годов, хотели добиться дешевого способа создания широких и ровных проезжих частей. Но колеса карет и повозок быстро убивали такие дороги.  И все же в городе стали появляться каменные улицы, но уже после 1830-х. А гранитные бордюры после 1860-х. Тогда же пошла практика использовать привозной гранит для создания брусчатки.  Часто улицы в Одессе могли иметь несколько разных покрытий, из-за того, что были попытки применять различные методы по укладке каменной брусчатки.  Такие улицы не дожили до наших дней. Как и исторические тротуары, которые укладывались из привозных каменных плит, толщиной до 6 дюймов.

Каменные дороги в городах стали делать, чтоб избавиться от грязи и пыли на улицах. Шов между брусчатым камнем служил в качестве отвода воды. Но у таких дорог был существенный недостаток – шум.  Поэтому вместо камня иногда использовали деревянный сруб, обработанный до формы шестигранника и пропитанный различными химическими средствами для увеличения срока своей службы.  Правда, вот на таких улицах часто проводился технический ремонт. На сегодняшний день таких дорог в городе не сохранилось.
За период автомобилизации развитые страны мира и наш город похоронили свои мостовые улицы под асфальтом. С изменением покрытия проезжей части удалось сократить уровень «шумового загрязнения». Да и автомобили меньше «страдали» от движения по неровной брусчатке. Брусчатка послужила отличной основой под асфальтовые дороги.

Вот оно! Эврика, сказал бы сегодня Архимед! Найден способ создать прочные и качественные дороги для движения транспортных средств. И все это по достаточно низкой себестоимости. Изготовить асфальт оказалось проще, чем исправить неровности на мостовой.  Да и сроки выравнивания – рекордные. Всего за считанные часы, под действием высоких температур,  асфальт можно, так сказать, размазать по дороге и выровнять все изъяны. Но одно дело, когда новые дороги создаются с применением асфальта, а другое дело, когда под асфальтом прячут историческую ценность города. Этот метод ужасен не только с точки зрения издевательства над историей, а и  инженерной.  Если дорогу из брусчатки, которая стала неровной, на ней образовались провалы и сколы, отремонтировать с помощью асфальта, то ее придется чаще ремонтировать. Не ликвидировав провал в основании дороги, асфальт будет также проваливаться вместе с брусчаткой.

К сожалению, массовая «асфальтизация»  повлияла на ухудшение состояния окружающей среды. Прочностные характеристики асфальта схожи с характеристиками резины. Если на качестве асфальта сильно экономили, то при низких температурах асфальт может треснуть, а при высоких – плавиться. Причем под воздействием высоких температур асфальт выдает неприятный запах. Он очень быстро нагревается и долго остывает. В городах, с плохой проветриванностью и отсутствием зеленых насаждений, асфальт может повлиять на увеличение температуры воздуха, что сделает нахождение человека в таком пространстве невыносимым.

При советской власти, в асфальт добавляли не перерабатываемый шлак, который остается как издержки черной металлургии, что увеличивает уровень радиации в городе. Хоть это и незначительные показатели, но если человек будет находиться в таких условиях каждый день, то это негативно отразится на его здоровье.

К примеру, в некоторых крупных городах США, из-за чрезмерно жаркого лета, асфальтовые улицы стали закрашивать белой краской, чтоб хоть как-то снизить высокую температуру в воздухе.

https://www.mercurynews.com/2017/05/22/cool-pavement-to-cut-urban-street-heat-gets-first-california-tryout-in-canoga-park/

А это огромные суммы денег из бюджета города.

Так что асфальтовое покрытие вместо брусчатки это лучший вариант для города? Что важнее здоровье человека или шум от колес?

В некоторых городах США стараются отказываться от асфальта в пользу бетона. Такой вид дорожного покрытия не самый дешевый, но более долговечный.

В интернете стали появляться статьи про опыт снятие асфальтного покрытия с мостовых улиц.

«В Иршаве, что на Закарпатье, местные власти и автодор посчитали более целесообразным восстановить на центральной улице города дорогу из брусчатки, уложенную в прошлом веке, вместо ежегодного ямочного ремонта»

https://cfts.org.ua/news/2017/03/26/vmesto_yamochnogo_remonta__na_zakarpate_otkopali_staruyu_dorogu_iz_bruschatki_snyav_sloy_asfalta_foto_39709

В Николаеве на набережной взялись за восстановление брусчатки. Об этом сообщает директор «Агентства развития Николаева» Виталий Воронов.

«Начали проект по восстановлению брусчатки на набережной вдоль стены судостроительной верфи (памятка архитектуры национального значения, XIX)», – написал Воронов в Фейсбуке.

https://svidok.info/en/evidence/17274

В Нью-Йорке власти собираются выделить более 20.5 млн долларов США на восстановление исходного состояния мостовых, с целью уменьшения средней скорости движения легкового автотранспорта. И такие улицы помогают создать историческое очарование старых районов Нью-Йорка.

https://www.brooklynpaper.com/stories/32/2/32_2_sp_cobblestones.html

В Монреале тоже решили центральной улице вернуть былой облик.

http://montrealgazette.com/news/local-news/rebuilding-montreals-cobblestone-history-brick-by-brick

Если старую брусчатку некуда девать, то ее можно использовать в качестве декора на улице. К примеру, в городе Нью Бедфорд, используя старую брусчатку, решили сделать разделительную полосу между разными направлениями и тем самым уменьшили риск «перебегания» пешеходов через проезжую часть. Теперь пешеходы переходят дорогу только на пешеходном переходе.

http://boston.cbslocal.com/2018/05/01/spiked-cobblestones-median-new-bedford-panhandling/

 

А нужен ли брусчатый камень на улицах города?

Конечно же, в историческом центре города лучше всего снять асфальт и восстановить брусчатку, так как она будет способствовать уменьшению скоростного режима в городе, и делать улицы безопасными для людей.  Шум можно снизить через увеличение количества зеленых насаждений. Также такое покрытие поможет вернуть былую привлекательность улицы и подчеркнуть ее исторический контекст.

Если брусчатка демонтирована и лежит на складах, то:

  1. Ее можно использовать как декор на тротуаре. К примеру, выложить лоток для отвода воды от ливневой трубы или обозначить границу окончания тротуара и начала проезжей части.
  2. Декоративной брусчаткой можно выкладывать лунки вокруг деревьев.
  3. С помощью брусчатки можно выкладывать пешеходные переходы, которые будут служить как «гасители скорости» в историческом центре города.
  4. С помощью брусчатки можно заполнять пространство между рельсами трамвая
  5. С помощью брусчатки можно создавать разделительные полосы между транспортными потоками
  6. Старую брусчатку можно применить в качестве декора в парках, скверах
  7. Либо снова вернуть брусчатку на дороги.

http://www.campbellgradinginc.com/blog/liz/06-10-2011/el-polins-historic-cobblestone-swale-restoration

 

Please follow and like us:

Просмотров: 3036

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Post

Social media & sharing icons powered by UltimatelySocial